МХАТ им. М. Горького представит премьеру спектакля «Лавр» по одноименному роману Евгения Водолазкина
https://otr-online.ru/programmy/kulturnyy-sezon-s-otr/mhat-im-m-gorkogo-predstavit-premeru-spektaklya-lavr-po-odnoimennomu-romanu-evgeniya-vodolazkina-47681.html
11 декабря МХАТ им. М. Горького представит премьеру спектакля «Лавр» по одноименной книге Евгения Водолазкина. Один из лучших романов современности «оживет» на сцене, благодаря необычной сценографии и актерам, которые говорят со зрителями на старославянском языке.
«Лавр» - масштабный, яркий мультимедийный спектакль. Спектакль по роману, в котором серьезнейшая тема покаяния трактуется постмодернистким языком, старославянский сливается с современным русским, прошлое - с будущим, смех - со слезами. В постановке используются новейшие театральные технологии, сценография воплощает принцип «жития в клеймах».
Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького, режиссер спектакля:
«Лавр» – это спектакль-житие о жизненном пути святых, юродивых и страстотерпцев средневековой Руси. О главном, что у нас есть: история средневекового целителя-юродивого-святого – обобщенный образ России на протяжении всей ее истории. О сокровенном, о русском характере, о Средневековье – времени, которое бесконечно далеко от нас. Современному человеку намного ближе европейское Средневековье, историю Руси XV-XVI веков мы сегодня представляем хуже. «Лавр» - важнейшая для строительства нового МХАТ постановка, в которой будет задействована значительная часть труппы.
Жанр жития - это не рассказ о святом, а рассказ о его пути к вечности: смерть в житии является способом обретения жизни в другом ее качестве. Она становится отправной точкой для размышления героя о вечности и бренности, а спасение жизней других – его дорогой к бессмертию. Метафора бессмертия - в постоянном присутствии смерти: родители, дед, возлюбленная и, наконец, собственная смерть с новорожденным ребенком в руках – как символ христианской догмы о воскрешении Христа, о жизни вечной. Потому что жизнь побеждает смерть. «Смертью смерть поправ».
Сергей Глазков, режиссер:
Тяжело ли будет зрителю? В какой-то степени должно быть тяжело. Надо перенастроиться и воспринимать не только легкие вибрации. Действие на сцене не возьмет за руки зрителя и не скажет: «Смотри, смотри!» Я весьма воодушевлен, что у меня есть возможность поработать над таким сложнейшим материалом. Философская книга о внутреннем пути, который должен пройти любой человек: от бессознательного до полностью осознанного состояния. О покаянии. О тех ошибках, которые мы совершаем. И главное, что мы их осознаем и каемся. Спектакль заставит каждого сидящего в зале задуматься: туда ли мы идем?
В некотором смысле постановка бросает вызов театру, потому что такого сложного спектакля МХАТ еще не ставил: задействована вся машинерия сцены, для каждой сцены готовятся сложнейшие мультимедийные решения, свет построен на современной проекционной технологии, а художник по костюмам Алиса Меликова придумала для героев спектакля яркие образы, в которых средневековый облик сживается с современной дизайнерской деталью одежды.
В музыкальной канве спектакля русские аутентичные напевы соединятся с электронным звучанием, с паттернами рока и хип-хоп. Автор музыки - Кузьма Бодров, много сотрудничающий с Юрием Башметом, Симфоническим оркестром Евгения Светланова. На сцене - известнейшая исполнительница фольклора Варвара Котова и один из лучших бас-гитаристов России Сергей Гребстель.
Евгений Водолазкин, писатель
Приступая к роману, я хотел рассказать о человеке, способном на жертву. Я понимал, что, взятый с нынешней улицы, такой герой будет неубедителен, а то и попросту фальшив. И я обратился к древней форме – житию, предназначенному для такого рода повествования, только писал это житие современными литературными средствами.
Рома «Лавр» переведен на тридцать языков, имеет серьезные награды, в том числе российские премии – «Большая книга», «Ясная Поляна». По версии газеты Guardian, «Лавр» вошел в топ-10 лучших произведений о Боге.
МХАТ им. М. Горького представит премьеру спектакля «Лавр» по одноименному роману Евгения Водолазкина