В Государственном музее А.С. Пушкина открывается выставка «Приметы милой старины»
https://otr-online.ru/programmy/kulturnyy-sezon-s-otr/v-gosudarstvennom-muzee-as-pushkina-otkryvaetsya-vystavka-primety-miloy-stariny-64535.html
18 ноября в Государственном музее А.С. Пушкина открывается выставка «Приметы милой старины». В экспозиции представлены предметы быта давно ушедшей эпохи, которые сейчас кажутся восхитительно бесполезными. Среди них – курильница, сонетка, веер, мушечница, портбукет, карне-де-баль, конторка, ломберный стол…
Еще пару столетий назад назначение этих вещей было очевидно для всех. В XVIII веке все понимали язык мушек и веера, с помощью которых дама могла признаться кавалеру в любви или проявить свою суровость. А в XIX столетии по составу публики, прогуливающейся по Невскому проспекту, можно было точно определить время дня. Все эти особенности быта, отделенного от нас двумя веками, – это чужой язык, который требует расшифровки.
В выставочном проекте предметы декоративно-прикладного искусства не являются деталями интерьера и не используются для иллюстрации сюжетов литературных произведений. Они – главные герои выставки. Каждый имеет свою историю создания, свою функциональную и эстетическую ценность.
Экспозиция охватывает самые разнообразные сферы русской дворянской жизни и культуры XVIII–XIX веков. Она состоит из нескольких разделов, каждый из которых связан с определенным аспектом жизни человека. Такая структура выставки позволяет ответить на вопрос: почему те или иные вещи выходили из употребления? Был ли тому причиной научно-технический прогресс или упрощение правил этикета?
Выставка позволяет погрузиться в мир русского дворянства и увидеть людей той далекой эпохи в домашней обстановке, в театральной ложе и бальной зале; в дорожном экипаже и за карточным столом. Первый зал выставки составили экспонаты, связанные с частной жизнью дворянина: убранством его дома и различными формами проведения досуга.
Второй, центральный зал выставки посвящен «ветреной», «легкокрылой» и «самовластной» моде, проявляющейся и в архитектуре, и в убранстве интерьера, и, конечно же, – в костюме. В течение дня светский человек вынужден был несколько раз переодеваться: правила хорошего тона требовали определенного типа одежды для разных этикетных ситуаций. Сюртук, вполне уместный для утренней прогулки, был неприемлем для обеда или вечерних визитов, а в тюрбане или берете дама не могла появиться в первой половине дня – они предназначались для бала или театра.
Третий зал экспозиции знакомит посетителей выставки со светской, публичной жизнью пушкинских современников. Его главные темы – это бал и театр, посещение которых было одновременно и удовольствием, и общественной обязанностью; это путешествия с их своеобразным дорожным бытом; это карточная игра, бывшая «одной из непреложных и неизбежных стихий русской жизни».
Минимализм художественно-образного решения пространства помогает оттенить «возраст» этих вещей, подчеркнуть их инородность в современной действительности и, возможно, отыскать их аналоги в жизни человека XXI столетия. Художественный проект разработан и реализован Творческой мастерской заслуженного художника России А.Н. Конова «МузейМедиа».
В Государственном музее А.С. Пушкина открывается выставка «Приметы милой старины»