Благодаря VII фестивалю «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», который завершится в начале декабря, москвичи и гости столицы смогут увидеть на главных театральных площадках Москвы лучшие спектакли театров из разных городов страны. Фестиваль устроен по принципу биеннале: в нечетные годы в конкурсе участвуют молодые режиссеры и судят их опытные мастера, а в четные – мэтров оценивает новое поколение режиссуры. Столица увидит творчество молодых талантов. 20 ноября на основной сцене Театра Моссовета пройдет единственный показ спектакля «А. Т.» Коми-Пермяцкого национального драмтеатра из Кудымкара. Режиссер Сергей Тонышев положил в основу спектакля прозу и поэзию Арсения Тарковского, а также его письма к маме. Герой «А.Т.» по крупицам собирает и восстанавливает жизнь близких, чтобы понять, кто же он сам и как ему жить свою жизнь. 24 ноября на Малой сцене Театра им. Маяковского пройдет московская премьера спектакля «Так возможно, так близко...» Санкт-Петербургского театра «Цехъ». Постановку называют «самым чеховским спектаклем Санкт-Петербурга», потому что Александра Мамкаева и Виктор Бугаков взяли за основу чеховские рассказы «О любви», «Дом с мезонином», «Рассказ госпожи NN», «Шуточка». Они не «смешаны», а следуют друг за другом. Получилось четыре спектакля в одном, объединенные вынесенными в название словами из «Евгения Онегина». 27 ноября на Новой сцене Театра им. Вахтангова состоится единственный столичный показ спектакля «Левша» Донецкого республиканского академического молодежного театра из Макеевки. Режиссер Максим Жданович переосмыслил знаменитую повесть Николая Лескова, в результате чего в спектакле фантастика переплелась с вечными реалиями жизни. 28 ноября на основной сцене Театра им. Маяковского впервые в Москве - знаменитая постановка Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана из Йошкар-Олы - спектакль «Гамлет. Машина. Цемент». Авторы объединили пьесу Уильяма Шекспира «Гамлет» и роман Федора Гладкова «Цемент». При этом сохранили лучшие традиции Шекспира: любовь, драма и кровь. Добавили немного мультимедийности — в спектакле будут демонстрироваться крупные планы в режиме онлайн. 1 декабря на сцене РАМТа Томский областной театр драмы покажет «Матренин двор». Первая постановка по Солженицыну в Томске идет с неизменными аншлагами. У режиссера Юрия Печенежского получилась история о том, как в судьбе одной небольшой русской деревни с красивым названием Тальново отразилась судьба целой эпохи - эпохи умирания духовности в деревне и, как следствие, в целой стране. И только один человек своей простой и скромной жизнью, своим выживанием в среде почти крепостного права в колхозах не осознавая этого пытается сохранить эту самую духовность. «Фестиваль «Уроки режиссуры» прочно утвердился на театральной карте страны. Стремление создать не только пространство режиссуры, но и организовать в этом пространстве диалог поколений – задача, которая всегда была и всегда будет одной из самых главных. В этом я абсолютно солидарен с авторами идеи фестиваля», - говорит Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей России, худрук театра «Et Cetera». Помимо спектаклей со всей страны в рамках «Уроков режиссуры» проходит образовательный проект «Мастерская»: актеры, режиссеры, историки театра рассказывают о своих учителях. В нём участвуют Елизавета Боярская, Марина Брусникина, Александр Калягин, Владимир Панков, Андрей Смоляков, Евгений Цыганов, Адольф Шапиро, Леонид Ярмольник, Игорь Яцко, Александра Урсуляк и другие. Под эгидой фестиваля прошли театральная выставка «Мастера и наставники московской сцены», книжные ярмарки, премия в области литературы о театре «Театральный роман».