В Новой Опере представят премьеру спектакля «Иоланта/Карлик»
https://otr-online.ru/programmy/kulturnyy-sezon-s-otr/v-novoy-opere-predstavyat-premeru-spektaklya-iolantakarlik-68237.html
21 апреля Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова представляет третью премьеру сезона – спектакль «Иоланта/Карлик». Постановка объединит две одноактные оперы: «Иоланта» П.И. Чайковского и «Карлик» А. фон Цемлинского, которые станут двумя главами одной истории.
В основе спектакля – парадигма слепоты и прозрения. Здесь соединены и переосмыслены две притчи о людях, находящихся в полном неведении, – незрячей девушке Иоланте, не знающей, что она слепа, и Карлике, не знающем о своем уродстве. И, если Иоланта исцеляется от слепоты благодаря любви, то судьба Карлика трагична: герой умирает, когда ему открывается правда о своей внешности и о жестоком отношении к нему окружающих.
Денис Азаров, режиссер: «Главный вопрос, который мы ставим в этом спектакле: а стоило ли прозревать? Прозрение несет в себе не только свет, но и знание. А готовы ли мы его принять? Готовы ли мы к правде? Как у Островского: “Правда – хорошо, а счастье лучше”. Иоланта попадает в мир, где человеческое достоинство и эмоциональное состояние ничего не стоят. Райская жизнь, которая была создана специально для нее, оборачивается жестокими играми».
Действие спектакля разворачивается сразу в двух параллельных реальностях и происходит в современном нам мире, в мгновенно узнаваемой обстановке: фешенебельная частная медицинская клиника («Иоланта») и роскошная аристократическая вечеринка, словно в фильме «Сладкая жизнь» Федерико Феллини («Карлик»).
Главная сложность при постановке оперы Цемлинского – воплощение на сцене самого Карлика. Здесь зачастую на помощь приходят куклы. Решение, придуманное режиссером Денисом Азаровым, художником Алексеем Трегубовым и Артёмом Четвериковым, который полностью отвечает за кукольную часть в «Карлике», абсолютно неожиданно. В их версии куклы, а точнее целый кукольный театр, помещены в пространство знаменитой картины Диего Веласкеса «Менины» (1656), населенное ее персонажами, включая и самого художника. Существует мнение, что именно эта картина вдохновила Оскара Уайльда на создание сказки «День рождения инфанты», которая лежит в основе оперы «Карлик». В спектакле кукольный театр – это своеобразная гигантская механическая игрушка: подарок на день рождения Инфанте и безжалостный розыгрыш для Карлика.
Несмотря на несомненную разницу в музыкальном стиле П.И. Чайковского и А. фон Цемлинского, в творчестве этих композиторов есть общие черты. Главное, что их объединяет – лирический тон высказывания.
Карен Дургарян, музыкальный руководитель, дирижер: «Считается, что интродукция к “Иоланте” – скорбная, холодная, сумрачная, создающая тревожное состояние. Римский-Корсаков даже упрекал Чайковского в неумелой оркестровке, которая якобы сделана “шиворот-навыворот”, потому что материал отдан не струнным, а духовым. Но в этой “неправильности” и заключается гениальность Петра Ильича! Что касается “Карлика”, это очень насыщенная партитура с плотной оркестровкой, практически симфония. Здесь важно, чтобы зритель почувствовал постепенное нарастание напряжения, которое непрерывно идет от начала к финалу, а особенно – от дуэта Инфанты и Карлика к его смерти».
Оперы П.И. Чайковского и А. фон Цемлинского разделяют 30 лет: премьера «Иоланты» состоялась в 1892 году в Мариинском театре, премьера «Карлика» – в 1922 в Городском театре на Глокенгассе (Кёльнcкой опере). Сценическая история «Карлика» в России началась в 1996 году в Самарском академическом театре оперы и балета. Впервые в Москве опера прозвучала в 1998 году на фестивале «Дни Александра Цемлинского» в Малом зале консерватории. В 2019 году состоялось концертное исполнение в Мариинском театре. В Новой Опере «Карлик» ставится впервые, а «Иоланта» была в репертуаре театра с 2010 по 2013 годы.
В основе опер – литературные произведения: «Иоланта» создана по драме «Дочь короля Рене» датского драматурга и поэта Генриха Герца (1845), а «Карлик» написан по сказке «День рождения инфанты» ирландского писателя и поэта Оскара Уайльда (1891).
Дни премьерных показов спектакля «Иоланта/Карлик» в Новой Опере - 21, 22, 23 и 25 апреля, а также 27 и 29 июня.
В Новой Опере представят премьеру спектакля «Иоланта/Карлик»