1 октября в Государственном музее А. С. Пушкина откроется выставка, приуроченная к 350-летию со дня рождения Петра I. В выставочном проекте «Образ Пера Iв творчестве А. С. Пушкина» будут представлены редкие книжные издания XIX века – первые публикации произведений А.С. Пушкина, посвященных Петру I, живописные и графические портреты царя-реформатора и его сподвижников, изображения грандиозных сражений, предметы декоративно-прикладного искусства и рукописи. Петровская тема была центральной почти во всей русской литературе XVIII века. Пушкин не был исключением. Начиная со «Стансов» 1826 года образ Петра I прочно вошел в его поэзию. Впоследствии в поэмах «Полтава» и «Медный всадник», в романе «Арап Петра Великого» и ряде стихотворений Пушкин создал незабываемый образ Петра I как «вечного работника на троне», человека, который «прорубил окно в Европу» и принес в Россию европейское просвещение. В последние годы жизни поэт работал над «Историей Петра», оставшейся незавершенной. Первый раздел экспозиции посвящен историко-героической поэме «Полтава». Опубликованная весной 1829 года, поэма вызвала ожесточенные споры, главным образом касавшиеся вопросов исторической точности характеров и психологической достоверности любовной коллизии Марии и Мазепы. Одни утверждали, что подлинные события противоречат вымышленным характерам; другие настаивали на полной исторической точности поэмы; третьи считали, что «прелесть целого» допускает некоторые «отступления от истины». Однако гораздо значительнее фактической точности был художественный историзм «Полтавы» – наличие в ней образов-характеров, обусловленных Петровской эпохой и ее в себе олицетворяющих. Второй раздел экспозиции составили материалы, связанные с романом «Арап Петра Великого». Пушкин работал над ним в Михайловском летом 1827 года. Еще до создания «Полтавы» поэт задумал дать картину Петровского времени в «семейном» историческом романе о своем знаменитом предке. Прообразом главного героя, Ибрагима, послужил прадед поэта Абрам Петрович Ганнибал, один из сподвижников Петра I, чья необычайно сложная биография с юности привлекала внимание Пушкина. Отдельные главы, напечатанные в «Северных цветах на 1829 год» и «Литературной газете» в 1830 году, были благосклонно встречены критикой. Как целостное произведение роман впервые был напечатан после смерти Пушкина в журнале «Современник», в 1837 году, под заглавием, данным издателями – «Арап Петра Великого». Завершающий раздел экспозиции посвящен «петербургской повести» «Медный всадник», написанной в октябре 1833 года в Болдине. Рукопись была передана Пушкиным Николаю I, в 1826 году вызвавшемуся быть цензором поэта, и возвращена ему с многочисленными замечаниями. Формально поэма не была запрещена, но от переделки и приспособления ее к печати поэт решительно отказался. Полностью «Медный всадник» появился в печати после смерти поэта, в пятом томе «Современника», и был восторженно встречен читателями, одновременно вызвав истолкования самого различного рода.