Красное вино и запах горчицы

Поклонники знаменитого романа Ярослава Гашека "Приключения бравого солдата Швейка" воспринимали описанные им сцены в сумасшедшем доме, где угодивших туда солдат австро-венгерской армии не лечат, а калечат, - как фантазию автора. Но такова была реальность! 

Сразу после начала первой мировой странные пациенты стали поступать в госпитали. Они не были ранены, но потеряли зрение и обоняние. Одни не могли стоять на ногах. Другие - говорить. Врачи не понимали, что происходит: на теле нет ран, но солдат не боеспособен. Парализованные, потерявшие координацию, слепые, глухие, немые, страдавшие тиком и тремором нескончаемым потоком шли через кабинеты психиатров. Потеря памяти была самым частым симптомом. Многие ничего не помнили - после того момента, как рядом с ними разорвался снаряд. Оказалось, что психика человека не в состоянии справиться с такими испытаниями. Каждый десятый солдат был психически травмирован. Средства уничтожения в первую мировую превзошли способности человека приспособиться к реальностям нового мира. Боевая авиация, химическое оружие, дальнобойная артиллерия, танки, пулеметы и минометы - все эти новинки были приняты на вооружение во время первой мировой. Первые управляемые ракеты и первые авианосцы тоже появились в первую мировую. 

Но на войне у всех своя судьба. Принято считать, что решительно все ненавидели войну. Но те, кого не ранило и не контузило, кто нес службу не на самых опасных участках линии фронта, не жаловались. Как ни странно это звучит, жилось им лучше, чем дома. Во Франции, чтобы успокоить солдат в траншеях, им выдавали красное вино. Начали с четверти литра в день, потом добавили еще пол-литра. Солдат кормили мясом. Немногие могли себе это позволить в мирное время. Снабжали сигаретами. На некоторых участках фронта боевые действия не велись, там даже не стреляли. Солдаты развлекались, как могли. Играли не только в карты, но и в футбол. Устраивали соревнования по перетягиванию каната...