Аманово: Ансамбль "Потешки", "сталинская" печь и беды местных фермеров
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/amanovo-krai-zemledeltsev-18743.html
В цикле "Малые города" сегодня - Аманово Рязанской области. Сами жители
называют его краем земледельцев. Еще в XVI веке там давали
земельные участки добровольцам ратной службы, которая охраняла эти края
от набегов кочевников. Об Аманово в наши дни расскажет Артем Пашнин.
В Аманово идет первый снег, хотя на календаре уже середина зимы.
Пчеловод Владимир Даценко, стоя на крыльце дома, с досадой смотрит на
недостроенную во дворе баню. Закончить ее к Рождеству не погода
помешала, а травма ноги. Зато печь с камином в доме он выложил на
загляденье. Говорит, что по образцу сталинской, которую он видел у вождя в
кабинете в одной из советских кинолент. У Даценко печь точь в точь, только изразцов на ней не хватает.
"Ну, у Сталина! Я, если был бы
Сталин, я бы сделал с изразцами", - говорит Даценко. И смеется: "Сталин, конечно, из меня
никогда не получится!".
Зато профессию печника он освоил с первой попытки. Местному мастеру свою печь не доверил.
"Я спросил, сколько это будет стоить. Он сказал, 35 тысяч. Я сказал, за 35 тысяч да я ее ногами, понимаешь, сделаю!!", - говорит Владимир Даценко.
Еще
15 лет назад в Аманово у него не было ни кола, ни двора. Даценко тогда
только-только перевез семью на рязанщину из Таджикистана. Жена
устроилась на работу в Рязани, сына забрали в армию. Новый дом Владимир
строил в одиночку. На это ушло семь лет.
"Я его добил в 12 часов, 15 минут! Встал, а я на козлах
стоял, у меня слезы выступили! Один! Сам! Такую махину, понимаешь", - рассказывает Владимир Даценко.
По образованию Даценко - мастер
станковой живописи, в душе - поэт и философ. Но, помнит, что земледелец
не словами сыт, а делами.
"Китайцы говорят, если тебя твои стихи не
кормят, иди лучше, сажай рис. Вот с таким настроением я и поставил
пасеку пчел", - смеется Владимир Даценко.
"Аман" - в
переводе с древнеславянского означает "крепыш" или "здоровяк". С
тюркского - "милость" или "пощада". Четыреста лет назад этот край
заселили дружинники-добровольцы, охранявшие границы Рязанского
княжества. Их история и традиции живут в народном фольклоре.
В районной музыкальной школе идет обычная репетиция детского ансамбля "Потешки". Красно-белые костюмы - исторический рязанский колорит.
Это
- одна из обрядовых песен, которые ансамбль исполняет в рамках большой
концертной программы "Троицкие гулянья", которая прославила "Потешки" на всю
Рязанскую область, а затем и на всю страну. В прошлом году, на
всероссийском фестивале "Музыка солнца" ансамбль получил первую премию -
"Хрустального воробья".
"Это трудная задача! То есть, это постоянное акапельное
исполнение. Никаких баянов, то есть аккомпанемента. Это было трудно, но
дети постарались", - рассказывает Татьяна Ишанова, художественный руководитель народного ансамбля "Потешки".
Ребята гастролируют по
всей стране. А начинался коллектив с двух-трех участников и худрука
Татьяны Ишановой. Она, в начале двухтысячных решила создать именно народный
ансамбль для детей, а не студию эстрадного вокала.
"Приходят дети, совершенно без слуха. Да. И логопедически
сейчас дети очень больны, сильно у нас. Вот именно в наше время.
Поэтому мы занимаемся вокалом, дикцией", - рассказывает Татьяна Ишанова.
Современное
Аманово - это десяток-другой дворов, не больше двухсот жителей. Почти
все заняты в сельском хозяйстве, другой работы в поселении просто нет.
Те, кто не хочет работать "на дядю", держат свое хозяйство. Владимир
Агафонов - бывший директор крупного камвольного комбината на Рязанщине.
Сейчас он - один из местных фермеров, хоть фермером себя и не считает.
"Неее... Я - любитель и кулак! А в чем разница? А
на фермера люди работают, а я сам работаю. Я никого не прошу", - говорит Владимир Агафонов, животновод.
Пятьдесят
лет Владимир разводит кроликов. В XX веке для него это было хобби, в XXI веке - основной заработок. Правда, дохода от такого хобби в то
время было больше, чем сейчас.
"А вот приезжают с Москвы, и говорят, - продай
мне кролика! Ну, сколько? Двести рублей - дашь? Я говорю, ну что это?
Ну что такое двести рублей?? Да я его сам съем!!", - говорит Владимир Агафонов.
В
лучшие времена Владимир держал по 150 кроликов и 16 самок. Сейчас - не
больше десятка, и самка одна. В XXI веке кролики, это не только
диетическое мясо, но еще и никому не нужный мех. Шкурки идут на выброс - кроличьи шапки уже не в моде, поэтому сырье для них никто не скупает.
Кулаку-Агафонову до слез обидно видеть, как приходит в упадок его
недавно еще крепкое хозяйство. Держать четырех коров, как раньше, они с женой как
раньше уже не могут - слишком дорого. А продать лишних - чистое
разорение. Оптовики за телку-двухлетку сегодня дают не больше 25 тысяч.
"Вот ты прикинь, даже пускай вот за 30 тысяч он ее купит.
Ей почти что полтора года. Сколько я за нее получу? Сколько у меня в
месяц выходит? Полторы тысячи", - делится Владимир Агафонов.
Семья
Агафоновых понемногу сворачивает свой малый фермерский бизнес. Чтобы
удержаться в нем, нужно расширяться до агрохолдинга. На это у стариков
ни сил, ни средств нет. Но, есть надежда, что в районе все же заработает
большое производство.
"Конечно, мы молим бога. Мы-то туда уже не пойдем
работать, мы уже старые. А молодежь пусть работает, чем в Москву ездить", - говорит жена Владимира Агафонова.
Приезжим
горожанам все сложнее найти в Аманово домашнюю живность к своему столу.
И дело даже не в ценах, которые сбивают оптовики. Скотину и птицу
просто некому выращивать. Одним это неинтересно, другим - уже не под
силу.
Аманово впервые
упоминается в исторических документах в XVI веке. Но археологи говорят,
что эти места были заселены еще на 500 лет раньше. Рядом с селом ученые
обнаружили курганы с лепной керамикой. Раскопки показали, что на месте
Аманово в разные времена находилось как минимум восемь поселений.
Аманово: Ансамбль "Потешки", "сталинская" печь и беды местных фермеров