Белоозерский. Поселок авиаторов

В цикле «Малые города России» отправимся в подмосковный Белоозерский. Большинство жителей там работают на оборонных предприятиях. А досуг проводят у озера Белое с удочкой в руках. Или поют в местном ансамбле «Сударушка». Репортаж Маргариты Твердовой.

Белоозерский назвали в честь Белого озера. Озеро раньше было чистым, и его назвали Белым, потому что оно зеркальным было. А сейчас его загрязнили.

Впрочем, пока цвет озера названию соответствует - лед еще не сошел. Рыбаки из одноименного клуба Белое озеро собираются закрывать сезон. Но рыбалка - под вопросом.

«Лед нас не выдержит, колется легко совсем. Я бы не рискнул. Будем ждать, когда растает, и ловить уже на маховую удочку. Зимняя рыбалка окончена, сезон закрыт».

Алексей Моргунов на Белом озере рыбачит с детства. Кого только здесь не ловил.

Алексей Моргунов, рыбак: «Окунь, плотва, карась, щука, карп, толстолобик. Рыба здесь всегда. Рыба хитрая, поймать тяжело. Такая у него, у озера этого, специфика. Не такое, как все».

От соседних озер Белое отличается еще и тем, что весной его зарыбляют - в воду выпускают то карпа, то щуку. Летом рыбалка здесь платная. Но местные жители не жалуются - говорят, озеро теперь под присмотром, и от этого будет только чище. У Белоозерского есть и другой символ.

Белоозерский называют поселком авиаторов. Правда, самолеты в небо здесь никогда не поднимались - их тут только тестируют. В 70-х испытания проходил истребитель Миг-27. Теперь самолет встречает тех, кто въезжает в Белоозерский, только вооружения на нем уже нет.

На закрытых оборонных предприятиях белоозёрцы по-прежнему проверяют, как летательные аппараты будут работать при высоких температурах или низком давлении. А после смены собираются в бывшем кинотеатре, который теперь занимает дом культуры.

Александра Кулагина, артистка ансамбля «Сударушка»: «После работы, буквально в 5 часов мы заканчиваем, нас привозят на автобусе, и мы сразу приходим сюда».

Елена Романенкова, артистка ансамбля «Сударушка»: «Я влилась быстро, потому что все знакомые, то есть для меня это не было каким-то стрессом для организма».

Ансамблю без малого 30 лет. Александра здесь с момента основания коллектива, а Елена пришла относительно недавно - 10 лет назад. Не хватает сударушкам одного - вокалистов-мужчин.

«Мы об этом только мечтаем. Очень хотим. Не идут. Посидели часочек, второй часочек, говорят, а сколько у вас репетиция? Вы все 2 часа поете? Они уходят и говорят, мы думали, у вас просто попеть прийти, а тут работать нужно».

Награда за трудолюбие - победы на многочисленных конкурсах. Недавно были в Великом Новгороде - заняли первое место, скоро уезжают в Казань.

А вот Александр Дмитриевич любимым делом занимается, не выходя из дома. За столом, сделанным своими руками, собирает деревянные модели домов и церквей.

Александр Доценко, житель Белоозерского: «Первое, сделал внучке кровать своей. Потом табуретки, полки, потом уже до этого дошло. Просто что-то нравятся деревянные церкви, посидеть хорошо, заняться, успокаивает».

Первые домики Александр Дмитриевич делал из спичек, теперь собирает модели из дерева, по фото. Все эти церкви, терема и колодцы - уменьшенные копии настоящих построек. Многие из них уже сгорели или разрушены. Мастер хочет сохранить память о русском деревянном зодчестве. Макеты зданий, как и они сами, построены без единого гвоздя. Правда, современные мастера не обходятся без клея, да и материалы другие. Раньше купола покрывали осиной - влаги она не боится и на солнце блестит, как серебро. А для моделей, который под дождь никогда не попадут, подойдет и береза. В каждой модели тысячи деталей. Чтобы собрать самые большие, нужен не один месяц.

Александр Доценко, житель Белоозерского: «Я мечтаю собрать крепость, какую-нибудь, острог, крепость, в большом масштабе таком. Но без станка это трудно, вручную пилить каждую палочку. Сейчас мечтаю сделать фрезерный станок».

А у Светланы Проваторовой мечта уже сбылась. Полтора года назад она переехала из Москвы в Белоозерский, чтобы заняться любимым делом. Теперь Светлана заводчик собак. Сейчас у неё их 15. Трое ждут новых хозяев, остальные - не продаются.

Светлана Проваторова, заводчик собак: «Я даже не могу представить, что у меня, допустим, будет одна собака. Это из области фантастики. Их должно быть еще больше, еще парочка не помешает. Штучек 20, наверное, хватит».

Сейчас у Светланы собаки трех пород: тибетские спаниели, бигли и московская сторожевая. Она дрессирует их и готовит к выставкам. Чемпионом становится тот, кто соответствует стандартам - отличная шерсть, правильный прикус, умение пробежать по рингу и замереть в стойке. Самый титулованный из псов, Скай - чемпион России и юный чемпион мира, все это проделывает с легкостью. Муж Светланы, Роман, с питомцами подружился быстро.

Роман Дмитрук, муж Светланы: «Я раньше боялся собак, реально боялся, потому что в детстве меня укусила собачка. Но когда появились эти чудесные создания, я влюбился в них. Я понял, что собаки - очень хорошие существа, они тебя никогда не предадут».

Для Светланы собаки - скорее хобби, чем прибыльный бизнес. Хотя породистый щенок стоит от 40 до 60 тысяч рублей, почти все эти деньги уходят на корма, ветеринарные услуги и выставки. Но главное, что теперь есть место, где хорошо и собаке, и человеку.

Светлана Проваторова, заводчик собак: «Тишина, спокойствие, много звездочек. Собаки счастливы, потому что они с утра до вечера на улице бегают. Поселок вообще классный, вся инфраструктура есть, природа есть, Москва-река рядом».

Сейчас Белоозёрский - поселок городского типа. Но в этом году ожидается историческое событие - уже вышло постановление губернатора Московской области, по которому Белоозёрский летом станет городом.

А недавно в Белоозёрском стартовал проект «Моя история». Представители Всероссийского движения «Волонтёры Победы» набрали команду из белоозерских школьников. Участники проекта выясняют, у кого из местных жителей родственники сражались на фронтах великой отечественнной войны, узнают интересные факты из истории населенного пункта. В результате школьники с помощью учителей и краеведов напишут книгу о Белоозерском и людях, которые в нем живут.