Брейтово – родина сицкарей, где водохранилище называют морем

Сегодня в нашем специальном цикле "Малые города России" мы отправимся в Брейтово Ярославской области. Там на берегу Рыбинского водохранилища живут потомки сицкарей - самобытного этноса, который расселился на реке Сить. От нее и пошло название. Славились сицкари строительством высоких изб с оригинальной резьбой. Репортаж Анны Тарубаровой.

Это море ни на одной карте не отыскать - Рыбинское - ибо не море оно вовсе, а водохранилище. Но в устной речи здесь на Ярославской земле- море и точка, и жители - приморские. Днём на берегу и на водной глади - ни души. Пока одно из самых больших рукотворных морей мира отдыхает от рыбаков - все трудятся на земле - время сеять.

- Дальше дороги нет. Сырость.

- И как вот в поле теперь

- Ну, на тракторе разве. Или пешком.

- Пешком пойдём?

- Пойдём пешком.

Посевная затянулась из-за дождей - в низине стоит вода. Председатель колхоза Любовь Федосеева в сабо на высокой платформе ловко шагает по непричесанному бороной грунту - надо наверх, к трактористам, посмотреть, как у них дела.

- Непросто быть председателем колхоза. Вам галоши-калоши, резиновые сапоги выдают?

- Не, не выдают. Хочется одеться красиво и быть женщиной, в первую очередь.

Зимой - рыбаки, летом - механизаторы - такой на этих землях рабочий уклад. Сейчас сеют овёс - на комбикорм. Пока идёт посевная, планов на вечер не строят - выспаться бы. Вот Дмитрий еще до обеда семь тонн зерна загрузил.

- У него спросите - он сегодня день отсеет - он сможет чё поделать вечером или нет...

Если бы не предприимчивая Любовь - можно было б побездельничать - её с супругом-бизнесменом земляки попросили спасти умирающее в начале нулевых хозяйство - долгов было 23 миллиона. Сегодня колхоз имени Ленина - единственный из десятка уцелевших в районе. Остальные отошли в частные руки. Их в отличие от рабочих на побережье хватает.

Любовь Федосеева, председатель колхоза имени Ленина: «До 12-го года мы ещё были племенным хозяйством. Но в связи с тем, что у нас нет селекционера, не проводится селекционная работа мы утеряли этот статус и стали просто молочно-товарной фермой».

400 лет назад Брейтово славилось не рыбаками и не земледельцами - хамовниками - от слова хам - лён. Эти ткачи поставляли льняные скатерти и салфетки ко дворцу.

Свой дворец здесь тоже появился, но уже в XX веке - из скромной избушки бывший работник колхозной пилорамы почти 30 лет строил и отстроил теремок со Змеем Горынычем и каруселью на крыше, куда водит туристов да ребят местных пускает покататься - парка аттракционов в Брейтове нет. Без веры в сказки - на селе не жизнь - говорит.

Николай Крылов, столяр: «Хочу сделать дровосека железного. Брейтово, лесорубы. Я ж сам лесоруб, пилорамщик. Я лес валил, я весь в сучках».

На сказочную жизнь Николай зарабатывает заказами для дачников. Не всякий местный может позволить себе деревянную резную дверь.

-Сейчас делают всё пластиковое да металлическое, тут уже получается, как антиквариат - я если делаю.

Раньше заботиться о доходах Николаю и его землякам было проще - в каждом дворе было большое хозяйство. За скотом следили общественные пастухи - теперь охранять коров некому. Живность бродит по деревням на вольном выпасе.

- Они по цветам походили, ой как жалко...

Отец Анатолий переживает за каждый цветок, за каждую корову, за каждого человека. То ли в шутку, то ли всерьез называя себя генеральным директором по грехам.

На всё село может быть десяток какой коров. Это же вообще. Считалось даже вообще сильно большим позором - да ты чё с ним общаешься - они даже корову-то не держат.

Это сейчас церковь Михаила Архангела - не проходной двор, в советские годы она была обителью воронья - здесь пекли хлеб, все птицы с округи слетались на производство в бывший храм покормиться. Стены внутри почернели от золы. Сегодня здесь устанавливают иконостас - подарок от московских друзей отца Анатолия. Пятый им восстановленный храм в Брейтовском районе.

Но не церквями едиными - батюшка со своими подопечными открыл в деревне Прозорово музей "Жили-были". Среди старинных затейливых вещиц - крестики, украшения, что принадлежали жителям затопленного водохранилищем города Молога.

Светлана Зубова, экскурсовод: «Какие были красивые места, плодородные, заливные луга, сколько было ягод грибов - это не сравнить вот как сейчас».

А сейчас не в зоне затопления - запустения - пять деревень. Отец Анатолий всем, кто приезжает сюда, горько смеясь, готов подарить заброшенные избы - да только добраться туда можно лишь по воздуху - дорог нет.

Протоиерей Анатолий Денисов, благочинный Брейтовского района: «Москва без деревни - это не столица. Деревню надо возрождать, деревню. Машины, хоккей, футбол, шахматы, шашки - это не жизнь. Я понимаю, ради какой-то славушки там мужик забил гол. И он двадцатилетний миллиардер, а тут человек, который тысячу людей кормил, он на печке умирает и некому похоронить. Вот что мне удивительно».

Пока же никто принять в подарок деревню не решился. Но отец Анатолий не унывает - обустраивает гостевой дом у храма, глядишь, кто, отдохнув душой, захочет задержаться.

Есть в Брейтовском районе одно место, легенды о котором ходят вот уже почти 800 лет. Это источник, который называется "Прощеный ручей". По преданию, в 1238 году перед Ситской битвой с монголо-татарами на этом месте княгиня Мария прощалась со своим мужем - князем Ростовским, который уходил на бой. И там же оплакивала его убитого. По православному обычаю, княгиня простила своих врагов, и от ее слез забил источник.