Черкесск: здесь даже в советское время не прекращались богослужения
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/cherkessk-zdes-dazhe-15253.html
На правильном пути, судя по вашим откликам, находятся наши корреспонденты, которые изо дня в день рассказывают о жизни малых городов России. Сегодня мы отправимся в Черкесск. Там живут представители около 80 национальностей. Репортаж Рустема Давыдова.
В этих местах, в устье
реки Овечки в 1790 году русские войска под командованием генерал-майора Ивана
Германа разгромили турецкую армию. Спустя 35 лет казаки Хоперского полка
основали здесь станицу. Назвали - в назидание туркам - по имени побежденного
турецкого военачальника - Баталпашинская. Казаки пешим ходом, на своих плечах,
по бревнышку, с пением молитв и псалмов, перенесли из Ставрополя свой полковой
деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Поближе к Азово-Моздокской линии
обороны. Рядом построили Большой Никольский собор. Как думали - на века.
Отец Михаил Самохин, благочинный
православных церквей Северного Карачаево-Черкесского округа Пятигорской и
Черкесской епархий: "Когда пришло указание о разрушении Никольского собора,
он был взорван. А поскольку речь шла об одной церкви, о главном соборе, о его
закрытии, уничтожении отчитались, а вторую церковь потихонечку, пока о ней не
вспомнили, перенесли на окраину города".
Москва - далеко, и власти
многонационального города закрыли глаза на то, что богослужения в казачьем
храме не прекращались и при советской власти. Неподалеку от храма - сейчас в
самом разгаре - строительство соборной мечети.
Казим-Хаджи Катчиев, имам
г. Черкесск: "Построили сначала вот эту маленькую мечеть. Когда мы начали
строить, мы думали - это большая мечеть, мы не поместимся, у нас там останется
место. Но, слава Аллаху, быстро все это заполнилось. К сожалению, наша мечеть
не могла поместить людей. После этого начали строительство новой мечети".
В 1931 году Баталпашинск
стал городом, чуть позже его переименовали в Сулимов - по фамилии тогдашнего
председателя Совнаркома РСФСР. В 1937 "врага народа" Сулимова
расстреляли. Город переименовали в Ежово-Черкесск - в честь дружбы русского и
черкесского народов и в честь наркома внутренних дел Ежова. Ежова объявили
"врагом народа" - город превратился в Черкесск.
Жители изначально казачьей
станицы понемногу ассимилировалась с местным населением. Сегодня здесь живет
более 50 тысяч мусульман и почти 70 тысяч православных.
Отец Михаил Самохин,
благочинный православных церквей Северного Карачаево-Черкесского округа
Пятигорской и Черкесской епархий: "Верующим людям, даже если это разные
религии, бывает легче понять друг друга".
Казим-Хаджи Катчиев, имам
г. Черкесск: "Отец Михаил и отец Валентин - они мои друзья. Не просто
хорошо с ними живем, а они просто мои друзья. У нас "рибадаты" - поклонения
- разные, но суть религии одна и та же. Мы призываем, чтобы мы верили во
Всевышнего, единого Бога. Мы призываем, чтобы люди не убивали, люди не грабили".
В городе так тихо, что
даже кавказский колорит не сразу замечаешь. Почти все жители Черкесска
приходятся друг другу родственниками, друзьями или коллегами. Они молятся в
разных храмах, но все остальное время вместе работают, вместе отдыхают,
влюбляются, женятся.
В последние годы у
мусульман стало модным играть свадьбу в традиционных горских нарядах. Их шьют
из плотного бархата, шелка, сукна, украшают вышивкой. Обязательные атрибуты
наряда невесты - сумочка и шапочка.
Бэлла Гукемухова, мастер
по изготовлению национальных костюмов: "Форма шапочки считается особенной
формой для нашей республики. Где-то она имеет форму таблеточки, у нас – высокая.
Считалось, что это хороший тон, признак хорошей семьи - княжеская шапочка
считалась".
Любимое место встреч
молодежи - улица Первомайская - местный Арбат. Он разбит на 12 зон - по знакам
зодиака. Здесь принято фотографироваться у специального дорожного знака - на
счастье. Когда студент Ставропольской аграрной академии Казбек и будущая
учительница Нина познакомились, этого "счастливого" знака еще не
существовало. Может, поэтому в первые месяцы знакомства родители русской
студентки Нины были категорически против абазина Казбека.
Нина Мхце, педагог:
"Со временем. Как говорится - человек хороший, они это поняли".
Родители Казбека тоже
сначала были не в восторге от русской невестки.
Казбек Мхце, полицейский
пенсионер: "Отнеслись сначала не очень. Как объяснить – ну, не хотели.
Потихоньку сошлись характерами. В доме и мать живет, и мы живем, и мирно все".
Сегодня в Черкесске -
более 80 национальностей. Русские, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы. Семье
Мхце - чуть больше 20 лет. По местным меркам - молодожены. Здесь семьи создают
один раз - и на всю жизнь. Сын Нины и Казбека Ринат на вопрос: какой
национальности его друзья, отвечает не сразу. Здесь над этим как-то не
задумываются.
Ринат Мхце, школьник:
"Разные! Есть черкесы, есть русские, в школе в основном русские, по улице
в основном - черкесы, абазины".
На "Зеленом
острове" - это парковая зона отдыха - недавно открыли Аллею дружбы
народов. Кроме мастеров из Карачаево-Черкесии над ней работали скульпторы из
Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии. В Черкесске национальность -
не главное. О человеке здесь судят по делам.
Черкесск: здесь даже в советское время не прекращались богослужения