Чкаловск: музей Валерия Чкалова, модели самолетов из лозы и центр ремесел
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/chkalovsk-muzei-valeriya-16840.html
В цикле Малые города - родина летчика-испытателя Валерия
Чкалова. Именно в его честь и был назван город Чкаловск в Нижегородской
области. Помнят ли жители своего знаменитого земляка, расскажет Федор
Анчутин.
Пенсионер Владимир Батраков плетет из веток ивы корзину
для цветов. Технологию осваивал самостоятельно - методом проб и ошибок, на
собственной кухне.
"Три года варил дома в небольшой кастрюле на газу
этот прут. Жена недовольна была. Еще недоволен был я сам собой, потому что не
все получалось - у меня корзины летали по всей кухне", - рассказывает
Владимир Батраков, руководитель студии лозоплетения чкаловского Центра ремесел.
За годы практики прутья в руках мастера стали послушными,
а сам он организовал первую в Чкаловске студию лозоплетения. Взрослые этим
древним искусством не интересуются, зато дети ходят на его занятия с
удовольствием. Ведь из лозы можно сплести не только простые корзинки, но и
макеты военной техники. Даже самолет, на котором летал именитый земляк Валерий
Чкалов.
Чтобы сплести из лозы АНТ-25, потребуется примерно
неделя. Кстати, такая плетеная модель не уступает привычной пластиковой - здесь
даже вращается пропеллер.
На другом конце города школьники после уроков в кружке
авиамоделирования пытаются заглянуть в будущее авиации. Десятиклассник Сергей
Попенко только что закончил работать над трехмерной компьютерной моделью
советского бомбардировщика, а теперь хочет модернизировать идею нижегородского
конструктора Ростислава Алексеева. Полвека назад он разработал экраноплан -
гирбрид корабля и самолета.
"Мы хотим выявить такую форму крыла, с помощью
которой экраноплан будет двигаться быстрее и устойчивее будет", -
рассказывает Сергей Попенко, житель Чкаловска.
Модели судов, которые, опираясь на воздушную подушку, могут перемещаться
над землей и над водой, да еще и на скорости до 600 км/ч, сегодня использует
МЧС и военные. Как рассказал нам экскурсовод, просто так покататься на них
сейчас нельзя.
В музее Чкалова, наоборот, на всеобщее обозрение
выставлены самолеты, ставшие раритетами. В том числе, легендарный АНТ-25. На
нем в 1937 году был совершен знаменитый беспосадочный перелет из Советского
Союза в Америку через Северный полюс. Когда посетители спрашивают, в чем был
героизм полета на таком громадном самолете с размахом крыльев в 34 метра,
экскурсоводы указывают на единственный пропеллер на носу - жизнь экипажа из 3
человек зависела от одного двигателя.
"Героический экипаж находился в воздухе в течение 62
часов, пройдено огромное количество расстояний над водным пространством, надо
льдами, был совершен героический перелет. За перелет Валерий Чкалов удостоен
звания Героя Советского Союза", - рассказывает Ирина Захарова, директор
Мемориального музея В.П.Чкалова.
Пример Чкалова оказался заразительным для местных
мальчишек. Вячеслав Кучеров - военный пенсионер. В советское время, после
окончания летного училища служил в Крыму, сжег целый эшелон горючего - это у
летчиков такая неофициальная мера налетанных часов. Но летать дано не каждому,
говорит Вячеслав Николаевич, в летчики нужно идти только в том случае, если с
детства тянет к самолетам.
"Такая же береза была около моего дома. И вот я
умудрялся залезать на самый верх, где сучки позволяли держаться, и изображал из
себя летчика за штурвалом, держась за сучки", - говорит Вячеслав Кучеров,
житель Чкаловска.
Но все же летчиков в Чкаловске можно пересчитать по
пальцам одной руки: в городе нет ни летного училища, ни аэропорта. Карьеру
пилота можно сделать, только уехав из родного города, как это сделал сам
Валерий Чкалов.
Многие из тех, кто родились в городе и хотят в нем
остаться, стараются попасть на работу вот на градообразующее предприятие, где
собирают арматуру для линий электропередач, разнообразные зажимы для кабеля,
раскаточные ролики и многое другое.
Николай Солдатов - один из пятисот работников завода. Полгода
назад житель областной столицы отказался от предложенной работы в Нижнем
Новгороде и перебрался с молодой женой в Чкаловск. Решил, что здесь ситуация
стабильнее, да и перспективы профессионального роста лучше, и стал диспетчером
цеха чкаловского электромеханического завода. По его словам, зарплаты в 20-25
тысяч в Чкаловске будет достаточно, чтобы прожить безбедно.
На досуге чкаловцы отправляются в единственное
культурно-массовое заведение города. Оно так и называется - Дом культуры и
спорта. За неделю здание, построенное в 80-х годах, посещает около тысячи
человек. На двух этажах в тесноте разместились: хоровая, театральная,
танцевальная студии, а также такое количество спортивных секций, что даже в
расписание они умещаются с трудом.
Как шутят местные жители, в этом зале занимаются секции
по всем видам спорта кроме плавания. Кроме того, местные школы здесь проводят
уроки физкультуры. Но это не потому, что зал обладает какой-то исключительной
универсальностью. Просто в Чкаловске до сих пор нет отдельного ФОКа.
Областная программа по строительству ФОКов -
физкультурно-оздоровительных комплексов - до Чкаловска еще не дошла, и дойдет
ли при нынешнем кризисе, неизвестно. Возможно, город мог бы самостоятельно
решать вопросы своего благоустройства, зарабатывая на туризме и сувенирах
авиационной тематики под известным всему миру брендом "Валерий
Чкалов", но делать бизнес на имени знаменитого земляка здесь пока так и не
научились.
В XIX веке Василева Слобода, как раньше назывался
Чкаловск, был известен своими кувшинами и глиняными тарелками. Там работали
более двух десятков гончарных мастерских. Посуду оттуда сплавляли по реке.
Тогда же Слобода была одним из основных поставщиков бурлаков для Волги.
Чкаловск: музей Валерия Чкалова, модели самолетов из лозы и центр ремесел