В цикле "Малые города России" сегодня - Диево-Городище Ярославской области, которое можно назвать павильоном под открытым небом. Здесь, начиная с семидесятых годов, снимают сельские комедии и мелодрамы. Сейчас больше - сериалы. Часто именно улицы Диева-Городища и выдают в кино за послевоенную Москву. Именно так, говорят, и выглядели раньше Сокольники и Марьина роща. Репортаж Александра Денисова. С наступлением осени обитателям Диева-Городища, чьи дома стоят на косогоре над Волгой, не дает житья проблемный сосед - волжский ветер, который, как непрошеный гость, рвет калитку и ломится в окна. Меж рамами хозяева прокладывают толстым слоем вату - для тепла, чтоб меньше сквозило, и прикрывают ее куском обоев - для красоты. Елзавета Клюева, житель села Диево-Городище: "Я уж года как три вставила пластиковые окна. И нарадоваться просто не могу. Печку истопишь, и тепло очень хорошо держит. По утрам встаешь и не холодно…". Пластиковые рамы - наверное, единственная примета современности на этой улице, которая не портит, как говорят кинооператоры, план. Диево-Голливудище. Так прозвали свое село обитатели, потому что здесь снималось около 20 фильмов, самые знаменитые из которых - это "Афоня", "Позови меня в даль светлую", "Овраги". Режиссеры полюбили это место за колоритную натуру: здесь Волга, старинные улицы. Ну, а жителям этих домов часто достаются эпизодические роли в фильмах. У бывшей работницы швейной фабрики Валентины Александровны Новиковой кинокарьера началась с легкой руки невестки Людмилы, которая указала киногруппе, искавшей место для съемок, на дом свекрови. Мол, человек она радушный - примет. Валентина Новикова, житель села Диево-Городище: "Ну, конечно, хлопотно. Я целый день дома не нахожусь. Я даже не ем, не пью чередом". В доме сняли уже три фильма, в эпизодических ролях мелькнула и сама Валентина Александровна. В детективе "Подкидной", рассказывающем о послевоенных годах, она сыграла свидетельницу, убитую блатными ворами. Валентина Новикова, житель села Диево-Городище: "Мы снимались у Троицы, там, у церкви… И вот чего: комар меня укусил, но я терпела. А батюшка не стерпел, и он прервал это. Снова стали снимать. Вот и вся моя роль". В семидесятых на съемках "Афони" жителям за эпизодическую роль платили 3 рубля, сейчас - 3 тысячи. За аренду дома-павильона продюсеры начисляют Валентине Александровне 6 тысяч в день. В ноябре, вот, опять должна к ней приехать киногруппа - начнется работа над новым фильмом. Снимать непрофессиональных актеров в эпизодических ролях - давняя традиция. У Шукшина в "Калине красной" мать вора Егора Прокудина - это реальная женщина, рассказывающая о своем реальном сыне-рецидивисте. А вот "такому парню" - Александру Степановичу Яшину режиссер без раздумий доверил бы роль "рукастого" деревенского мастера. Александр Степанович - типичный шукшинский герой, непревзойденный столяр, перенявший ремесло от отца. И не просто орудующий электролобзиком, а колдующий им. Александр Яшин, житель села Диево-Городище: "Наличники считаются как оберег вроде бы. Вот, у меня сначала жена не хотела. На эти дома, дескать, не идет. Я говорю: давай, попробуем. И вот сделали". Прошлой зимой Александр Степанович собрал трактор - с двигателем от "Запорожца" и коробкой передач от "Волги". Возит на нем дрова, навоз. Когда трактор стоит возле дома, к нему обязательно подцеплена бочка с водой - на всякий пожарный. Александр Яшин, житель села Диево-Городище: "С города, когда приедут пожарные - сорок минут, не раньше. А сколько здесь я людям добра сделал. Прибегут, ключ завел - раз, бочка подъехала, шланги размотали, поехали…". Зимой Александр Степанович не трудится - сушит дерево, чтоб потом было с чем работать. На весну он уже получил три заказа: делать наличники для новых домов. Их в Диевом-Городище появляется все больше, что расстраивает директора народного музея Татьяну Жеребору. Татьяна Жеребора, директор народного музея: "Натура, к сожалению, уходит. Потому что некоторые... и наличники не убирают, и стараются, чтобы домик был такой же, как был раньше. Но некоторые дома портят". Старинное село от современной застройки не убережешь и его, как редкий экспонат, который обнаружила у себя на днях Наталья Анатольевна Бардашева, в музей не затащишь. Наталья Бардашева, житель села Диево-Городище: "Я увидела это впервые, когда сын привез это к дому, поставил и спрашивает: "Мама, что это?". Я так посмотрела, открыла. Тут ножички такие, зубчики. Это вертится… И тут еще от картофеля осталось. Я говорю: "Лешик, это картофелетерка!". В Диевом-Городище принято старую утварь не выкидывать, а приносить в народный музей. Все эти осколки распавшейся прошлой жизни - корыта, вальки, угольные утюги - складываются воедино, формируя представление о быте иных столетий. Ну, а о том месте, где все это бытовало, все-таки еще можно судить по сохранившимся храмам, домам, целым улицам. И пусть это уходящая натура, но уходящая красиво. По преданию в 16 веке именно здесь родился Федор Колычев, впоследствии митрополит Филипп Московский, открыто осудивший опричнину Ивана Грозного, и убитый за это Малютой Скуратовым. Потомки Филиппа в память о нем построили в Диевом-Городище на месте деревянного - каменный храм Смоленской Богоматери...