Долгопрудный: Столица дирижаблей
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/dolgoprudnii-stolitsa-dirizhablei-18312.html
В цикле "Малые города России" мы сегодня увидим запуск
аэрологического зонда. Он поднимается в небо с метеостанции в подмосковном
Долгопрудном. А в 30-е годы прошлого века там летали объекты и покрупнее –
дирижабли. Собственно, благодаря им и появился город.
Через пару минут Людмила Павловна станет участником события,
которое на современном языке можно назвать флэш-мобом планетарного масштаба.
Дважды в сутки, в полдень и полночь по Гринвичу сотрудники всех метеостанций
мира наполняют водородом и запускают сотни огромных воздушных шаров с
датчиками. В небо уходит аэрологический зонд.
Ветер не помешал, зонд не зацепился за ветки, а значит, он
передаст на землю сведения о температуре, направлении ветра и влажности.
Сотрудники центральной аэрологической обсерватории нанесут их на карту, а
синоптики составят прогноз на ближайшие часы. За сорок лет работы Людмила
Павловна не хуже гидрометцентра стала разбираться в погодных тенденциях.
"Теплее стало... Если мы раньше в декабре, ноябре
выходили сюда, на выпуске-то снега здесь было просто по колено. Сейчас, видите,
вроде бы выпал снег, а сейчас-то уже нету его", – говорит Людмила Яшкина, техник-аэролог
Центральной аэрологической обсерватории.
Сотрудники Центральной меторологической обсерватории не
только собирают информацию, чтобы мы знали, когда надеть валенки, а когда
галоши, но, если надо, и погоду меняют. Например, к Параду 9 мая.
"Говорят, вот вы здесь улучшили над Красной площадью, а
где-нибудь в районе Капотни мы потонули, чтоб вы так жили. Конечно, не так это
все", – говорит Александр Азаров, заместитель директора ЦАО по научной работе.
Останься Долгопрудный рабочим поселком Дирижаблестрой –
погода здесь, наверно, всегда была бы летной. В 30-е годы главным предприятием,
вокруг которого вырос город, был комбинат, где строили дирижабли. Прохожих не
удивляли привязанные к деревьям опытные образцы.
Но после катастрофы немецкого "Гинденбурга" в 37-м
весь мир заговорил о небезопасности цеппелинов – мол, летать на водороде все
равно, что на бомбе. Производство свернули.
Однако сегодня в Долгопрудном не только названия улиц
напоминают об историческом предназначении города. Этот большой ангар
воздухоплаватели называют эллингом, а это "Дозор" – аэростат для
мониторинга и видеосъемки с высоты примерно 300 метров. Вдохнуть жизнь в
признанное почти век назад бесперспективным дело решили специалисты Долгопрудненского
конструкторского бюро автоматики. Например, с помощью дирижаблей предлагается
решить проблему доставки продуктов в Сибири – там, где нет дорог и аэропортов.
Да что там Сибирь – в мегаполисе тоже дело нужное – как-то звонил один москвич,
просил дирижабль для дачи.
"Изготовить мы можем, конечно! Предоставим вам
дирижабль по всем вашим требованиям, VIP-класса, полной комфортности, чтобы
можно было спокойно без пробок добираться до дачи", – говорит Вячеслав Котляров,
главный конструктор.
Одна проблема, говорят кострукторы: воздушное пространство
не готово к массовым полетам на дирижаблях – не понятно, как оформлять такой
вид транспорта. Зато технические вопросы решены. Аэростаты и дирижабли теперь
наполняют безопасным и дорогим гелием. Ткань стала легче и прочнее.
До недавнего времени ткань для дирижаблей по старинке склеивали.
Теперь сваривают с помощью установки, которую сотрудники называют ласково
"Маруся".
Заказать можно дирижабль хоть для путешествий на дальние
расстояния, хотя для полетов на дачу – были бы деньги. Например, дирижабль а-ля
такси на шестерых обойдется в 900 миллионов рублей, как половина Boeing-747.
Есть в Долгопрудном Музейчик – камерный, уютный, как
бабушкина квартира. Илона Виноградова – собиратель истории Долгопрудного. В
картинках, запахах и звуках. Здесь можно увидеть первые дирижабли – заглянуть в
30-е, послушать, как звучит патефон – это 40-е, можно понюхать духи и окунуться
в аромат 80-х.
Музей народный – все вещи приносят местные жители. А
началось все с фотографий. Друг Илоны – потомок зажиточного крестьянина, у
которого был фотоаппарат, подарил ей стеклянные пластины, она их проявила, там
оказались снимки дореволюционного Долгопрудного.
"Вот, например, место здесь был выпас скота. Мы видим
лошадок, коровки пасутся, а сейчас это воды Клязьменского водохранилища, залито
водой это место, но мост, который изображен на старой фотографии, вот он есть –
сейчас это автомобильный мост. И можно совершенно спокойно его узнать", –
говорит Илона Виноградова, фотограф, краевед.
Илона приехала сюда из Петербурга – замуж. По образованию – юрист.
Она знает Долгопрудный, как и каждого его жителя в лицо. Музейчик открыла в своем
фотоателье, чтобы посетителям было не скучно в ожидании заказа.
"Я люблю краеведение, я люблю фотографию. Это так
счастливо совмещается в музее, и это удовольствие – получать от людей такой
посыл интересный. Да, и откликаться на него. И делать музей. Это счастье, когда
совмещается твоё любимое занятие с твоей профессией. я счастливый человек",
– говорит Виноградова.
Музейчик Илоны Виноградовой стал призером областного
конкурса "Наше Подмосковье". Премия – 70 тысяч рублей. На эти деньги
краевед из Петербурга хочет издать старинные рукописи своих подмосковных
земляков.
Возможно, через некоторое время в том самом музее появятся и
фотографии других известных долгопрудненцев. Например, сборной команды КВН
"Физтех". В городе находится Московский физико-технический институт, честь
которого студенты отстаивают в клубе веселых и находчивых без малого 10 лет. В
копилке у команды – кубок мэра Москвы и титулы чемпионов разных лиг.
Долгопрудный: Столица дирижаблей