В цикле "Малые города России" мы сегодня увидим запуск аэрологического зонда. Он поднимается в небо с метеостанции в подмосковном Долгопрудном. А в 30-е годы прошлого века там летали объекты и покрупнее – дирижабли. Собственно, благодаря им и появился город. Через пару минут Людмила Павловна станет участником события, которое на современном языке можно назвать флэш-мобом планетарного масштаба. Дважды в сутки, в полдень и полночь по Гринвичу сотрудники всех метеостанций мира наполняют водородом и запускают сотни огромных воздушных шаров с датчиками. В небо уходит аэрологический зонд. Ветер не помешал, зонд не зацепился за ветки, а значит, он передаст на землю сведения о температуре, направлении ветра и влажности. Сотрудники центральной аэрологической обсерватории нанесут их на карту, а синоптики составят прогноз на ближайшие часы. За сорок лет работы Людмила Павловна не хуже гидрометцентра стала разбираться в погодных тенденциях. "Теплее стало... Если мы раньше в декабре, ноябре выходили сюда, на выпуске-то снега здесь было просто по колено. Сейчас, видите, вроде бы выпал снег, а сейчас-то уже нету его", – говорит Людмила Яшкина, техник-аэролог Центральной аэрологической обсерватории. Сотрудники Центральной меторологической обсерватории не только собирают информацию, чтобы мы знали, когда надеть валенки, а когда галоши, но, если надо, и погоду меняют. Например, к Параду 9 мая. "Говорят, вот вы здесь улучшили над Красной площадью, а где-нибудь в районе Капотни мы потонули, чтоб вы так жили. Конечно, не так это все", – говорит Александр Азаров, заместитель директора ЦАО по научной работе. Останься Долгопрудный рабочим поселком Дирижаблестрой – погода здесь, наверно, всегда была бы летной. В 30-е годы главным предприятием, вокруг которого вырос город, был комбинат, где строили дирижабли. Прохожих не удивляли привязанные к деревьям опытные образцы. Но после катастрофы немецкого "Гинденбурга" в 37-м весь мир заговорил о небезопасности цеппелинов – мол, летать на водороде все равно, что на бомбе. Производство свернули. Однако сегодня в Долгопрудном не только названия улиц напоминают об историческом предназначении города. Этот большой ангар воздухоплаватели называют эллингом, а это "Дозор" – аэростат для мониторинга и видеосъемки с высоты примерно 300 метров. Вдохнуть жизнь в признанное почти век назад бесперспективным дело решили специалисты Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики. Например, с помощью дирижаблей предлагается решить проблему доставки продуктов в Сибири – там, где нет дорог и аэропортов. Да что там Сибирь – в мегаполисе тоже дело нужное – как-то звонил один москвич, просил дирижабль для дачи. "Изготовить мы можем, конечно! Предоставим вам дирижабль по всем вашим требованиям, VIP-класса, полной комфортности, чтобы можно было спокойно без пробок добираться до дачи", – говорит Вячеслав Котляров, главный конструктор. Одна проблема, говорят кострукторы: воздушное пространство не готово к массовым полетам на дирижаблях – не понятно, как оформлять такой вид транспорта. Зато технические вопросы решены. Аэростаты и дирижабли теперь наполняют безопасным и дорогим гелием. Ткань стала легче и прочнее. До недавнего времени ткань для дирижаблей по старинке склеивали. Теперь сваривают с помощью установки, которую сотрудники называют ласково "Маруся". Заказать можно дирижабль хоть для путешествий на дальние расстояния, хотя для полетов на дачу – были бы деньги. Например, дирижабль а-ля такси на шестерых обойдется в 900 миллионов рублей, как половина Boeing-747. Есть в Долгопрудном Музейчик – камерный, уютный, как бабушкина квартира. Илона Виноградова – собиратель истории Долгопрудного. В картинках, запахах и звуках. Здесь можно увидеть первые дирижабли – заглянуть в 30-е, послушать, как звучит патефон – это 40-е, можно понюхать духи и окунуться в аромат 80-х. Музей народный – все вещи приносят местные жители. А началось все с фотографий. Друг Илоны – потомок зажиточного крестьянина, у которого был фотоаппарат, подарил ей стеклянные пластины, она их проявила, там оказались снимки дореволюционного Долгопрудного. "Вот, например, место здесь был выпас скота. Мы видим лошадок, коровки пасутся, а сейчас это воды Клязьменского водохранилища, залито водой это место, но мост, который изображен на старой фотографии, вот он есть – сейчас это автомобильный мост. И можно совершенно спокойно его узнать", – говорит Илона Виноградова, фотограф, краевед. Илона приехала сюда из Петербурга – замуж. По образованию – юрист. Она знает Долгопрудный, как и каждого его жителя в лицо. Музейчик открыла в своем фотоателье, чтобы посетителям было не скучно в ожидании заказа. "Я люблю краеведение, я люблю фотографию. Это так счастливо совмещается в музее, и это удовольствие – получать от людей такой посыл интересный. Да, и откликаться на него. И делать музей. Это счастье, когда совмещается твоё любимое занятие с твоей профессией. я счастливый человек", – говорит Виноградова. Музейчик Илоны Виноградовой стал призером областного конкурса "Наше Подмосковье". Премия – 70 тысяч рублей. На эти деньги краевед из Петербурга хочет издать старинные рукописи своих подмосковных земляков. Возможно, через некоторое время в том самом музее появятся и фотографии других известных долгопрудненцев. Например, сборной команды КВН "Физтех". В городе находится Московский физико-технический институт, честь которого студенты отстаивают в клубе веселых и находчивых без малого 10 лет. В копилке у команды – кубок мэра Москвы и титулы чемпионов разных лиг.