Джанкой. Как изменилась жизнь в городе после присоединения Крыма к России
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/dzhankoy-kak-izmenilas-zhizn-v-gorode-posle-prisoedineniya-kryma-k-rossii-35324.html
В рубрике малые города России отправимся на север Крыма, в Джанкой. Официально ему 101 год, хотя известно, что еще во второй половине 16 века этот район заселяли тюркские племена. Позже здесь появились татары, немцы и евреи. Главное событие произошло в 1871 году, когда здесь началось строительство Лозово-Севастопольской железной дороги. Именно тогда Джанкой начал стремительно разрастаться. В июне 1917 года ему был присвоен статус города. Как живут там сейчас, узнал корреспондент ОТР Олег Зайковский.
Джанкой и сегодня – главный железнодорожный узел полуострова. Несмотря на то, что ходят отсюда только редкие электрички и пригородные поезда, всего 22 рейса в сутки. Ни товарные, ни пассажирские составы с территории Украины в Крым теперь не ездят. Поэтому большую часть дня вокзал пустует.
При Украине через железнодорожную станцию Джанкой каждый месяц проезжало до миллиона человек. Поезда прибывали летом каждые три минуты, зимой каждые полчаса.
Такой плотности движения через Джанкой, видимо, больше никогда уже не будет. Однако, объемы перевозок в ближайшие годы все же будут расти.
В конце этого года откроется железнодорожная часть Крымского моста, по которой сразу же запустят больше 20 поездов из 11 российских городов. И поскольку прямой железной дороги от Керченского пролива к центру и югу полуострова нет, все составы пойдут на север через Джанкой. В прошлом году железнодорожники провели капитальный ремонт полотна, по которому пойдут поезда с материка.
Евгений Тресов, начальник ОП «Путевая Машинная станция» Крымская железная дорога: «На сегодня мы можем смело сказать, что участок от Керчи до Джанкоя, готов к приему поездов с территории РФ, за исключением участка 8,5 километров который будет освоен во 2 квартале 2019 года. Пассажирские поезда будут двигаться со скоростью 100 км/ч».
Местные железнодорожные предприятия – градообразующие. На них работают больше двух с половиной тысяч человек. Ремонтируют здесь как вагоны, так и локомотивы. Почти все они были сделаны в конце 80-х – начале 90х годов и часто требуют ремонта. Владимир Соболевский на разных должностях в депо работает почти 15 лет, получает приличную по местным меркам зарплату – 32 тысячи рублей.
Владимир Соболевский, мастер смены локомотивного депо: «Фактически у нас в Джанкое только железная дорога и шевелится, машзавод – разломанный, консервный завод – разломанный, вот на железке народ и работает».
На главной улице Джанкоя сейчас – большая стройка. На дороге уже лежит новый асфальт, идет укладка тротуарной плитки и бордюрного камня. Работы начались еще осенью, но до Нового Года, как обычно, закончить не успели. Местные жители говорят: хорошо, что впервые за много лет взялись за ремонт дорог, но качество работ могло бы быть и получше.
«Тротуар уже вот так провалился, хотя плитка новая лежит», - говорит житель Джанкоя.
«Дорога ровная прямая хорошая, ливневки хорошие», - возражает ему земляк.
Как и в других крымских городах, очередь в детские сады в Джанкое – одна из острейших социальных проблем. В ближайшее время на окраине города откроется новый детский сад на 220 мест, впервые за тридцать лет. Он построен по федеральной программе и оборудован по самым современным стандартам.
Людмила Страти, заведующая детским садом «Березка»: «Для детей игровые зоны, спортзал с тренажерами, музыкальный зал, есть компьютерный класс - у нас дети по дополнительной программе будут заниматься компьютерной грамотой».
В центре Джанкоя почти полтора года работает необычный тренажерный зал. Его открыл Нияс Измайлов, многократный победитель российских и международных соревнований по бодибилдингу и армрестлингу среди людей с ограниченными возможностями. В небольшом спортивном центре он тренирует вех желающих, в том числе людей с таким же, как и у него, диагнозом - ДЦП. Делает это бесплатно.
Нияс Измайлов, владелец тренажерного зала "Атлант": «Для них самое важное – найти свою цель в жизни, заниматься тем делом, которое принесет им в жизни счастье. У меня такая мечта была всегда, хочется оставить после себя какую-то свою философию и мировоззрение жизни, мне спорт во многом открыл глаза на все: у меня появились друзья, знакомые, у меня появился смысл жизни, хочу передать, что не все так печально».
В девяностые и двухтысячные годы в Джанкое постепенно закрылись почти все промышленные предприятия. И сегодня в городе не хватает работы. Для многих местных жителей основной источник дохода – подсобные хозяйства. Чаще всего здесь выращивают на продажу клубнику и малину.
Руслан Обиженков, житель Джанкоя: «Раньше занимались торговлей, овощами-фруктами, решили свое выращивать. Уже занимаемся пять лет, начинали с овощей, но это нерентабельно на таких малых площадях».
Джанкой находится почти на самой границе с Украиной, поэтому и в его окрестностях, и даже в самом городе расположены сразу несколько воинских частей. В ноябре прошлого года заступил на боевое дежурство дивизион зенитно-ракетных комплексов С-400. По словам военных, теперь небо над полуостровом полностью защищено, а Джанкой стал крупным военным форпостом России, ведь каждая такая ракета может сбивать любые воздушные цели на высоте до 30 километров и в радиусе до четырехсот километров.
Одна из главных и самых посещаемых достопримечательностей Джанкоя – мужской монастырь Христа Спасителя, построенный, предположительно, еще в Средневековье. Но тогда его площадь была раз в 15 больше, чем сегодня. Сейчас в монастыре живут только настоятель и четверо монахов. Его двери открыты для всех желающих. Правда, перед осмотром, туристам советуют все же попросить у настоятеля разрешение на прогулку.
Джанкой. Как изменилась жизнь в городе после присоединения Крыма к России