Елец. Окно в прошлое

На крутых елецких спусках точно не забудешь дернуть до упора ручной стояночный тормоз из опасений, что без "ручника" машина просто сползёт к берегу Быстрой Сосны, к которой стремительно сбегают улицы.

У каждой, к слову, здесь по два названия. Верхняя табличка - нынешнее, ниже - стилизованным под старину шрифтом набрано прежнее, и уж выбирай по вкусу, где находишься: на улице Шевченко или на Введенском спуске. Такая вот "фишка" Ельца наряду с его фирменными валенками, кружевами, рояльными гармонями и батарейками.

Начальник сборочного участка завода "Энергия" Николай Антюфеев щедро, от души отваливает целую коробу литиевых елецких сувениров. Собирают эти батарейки, что удивительно для современного производства, вручную.

Завод построили ещё в 1941 году, в годы войны он выпускал анодные батареи для фронтовых раций и телефонов. И сейчас половина всей продукции завода - это оборонный заказ: елецкие аккумуляторы и батареи ставят на все современные ракетные комплексы.

Сергей Мартынов, генеральный директор АО "Энергия": "Вы знаете, в военном производстве - все, что летает, стреляет, светится и движется - всюду энергия нашего елецкого завода".

Идём в цех, где собирают аккумуляторы для армейских раций, в другие цеха, работающие на оборонку хода нет - там уже секретное производство. Но одну военную тайну выведать удаётся: почему у сотрудников разноцветные халаты. По цвету можно определить, кто какую работу выполняет.

Надежда Черных, начальник участка: "Инженеры ходят в синих халатах, ИТР ходит в голубых халатах, а девушки в зелёных и малиновых. У меня белый халат".

Своя, можно сказать, спецодежда есть и у самого юного елецкого трудяги - пятиклассника Кирилла Лобанова.

Гимназический жакет Кирилл впервые надел в музее Ивана Бунина, куда его после уроков привела бабушка. Надел - и сразу в роль вошёл.

Кирилл Лобанов, пятиклассник, исполнитель роли Бунина: "Иван Бунин - это моя роль. Получилось так, что я ходил в театральную школу, и однажды на "Антоновские яблоки" меня решили попробовать на роль Ивана Бунина. И, как заявляют сотрудники музея, я понравился аудитории, им тоже, и меня решили брать на постоянную работу".

Ожидая съёмочную группу, Кирилл разволновался, голова ещё разболелась, но виду не подаёт, играет сценку вместе с директором музея Татьяной Газиной, у неё роль хозяйки дома - Анны Ростовцевой - родственницы, у которой Бунин жил, когда учился в елецкой гимназии.

Однажды на Святки гимназист Бунин уедет в имение своих родителей Озёрки, и в эту комнату не вернётся, бросит гимназию, будет учиться дома со старшим братом Юлием. А спустя годы опишет Елец в "Жизни Арсеньева", пожалуй, своём главном произведении, за которое и получит Нобелевскую премию. В музее, кстати, уверяют, что именно с этим чемоданом Иван Алексеевич и ездил в Стокгольм получать награду.

Опишет в книге он и характерный для Ельца стук коклюшек - катушек для плетений кружев.

Это такой "цех на дому" у сестер Комовых. Для Татьяны плетение - приработок, а для старшей Ларисы - основной источник дохода.

Лариса плетет кружева по заказу местной валяльной фабрики, там их нашивают на валенки. За работу среднего размера берет две тысячи, делает еще кружевные шляпки - это пять тысяч, зонты - самые дорогие, двадцать тысяч.

Лариса: "Где бы я ни меняла место жительства в Ельце, у меня подушка всю жизнь со мной была. И коклюшки - вот эти коклюшки, им уже лет пятьдесят точно".

Свою подушку с коклюшками завела и дочь Анжела, перенимает от мамы все навыки. И есть в этом стуке что-то такое надежное, добротное, убеждающее, что в такой семье всегда все будет ладно.