Сегодня в цикле "Малые города России" мы расскажем о подмосковном Федоскино. Знают о нем не только в нашей стране, но уже и по всему миру, благодаря расписным лаковым шкатулкам. Их изготавливают под заказ, в том числе и для подарочного фонда президента.   Это не подготовка к летней олимпиаде в Токио - альтернатива фитнес залу перед работой. Галина - стоматолог из Москвы. В Федоскино приезжает почти каждое утро. Галина Нелипа, житель г. Москвы: "В основном, мне кажется, все частные владельцы, которые стоят на этой конюшне и на ближайших конюшнях, безусловно, 90 % - это люди из Москвы. Ну, просто у каждого свои цели". У одних спортивных интерес - готовятся к соревнованиям. Другие бегут из Москвы ради глотка свежего воздуха и возможности отключиться от обычных забот. Николай Чебышев, начальник конной части конно-спортивного клуба: "От чиновников разного рода и бизнесменов, круче которых уже некуда, до рабочих-разнорабочих просто у кого-то вот эти расходы составляют доли процента, а у кого-то до 70 процентов доходов - буквально. И все равно люди на это идут". Этот вариант досуга не из дешевых - месяц содержания лошади в подмосковной конюшне обходится примерно в 20 тысяч рублей - но и не самый дорогой в Федоскине. В магазине местной фабрики шкатулок такую же сумму можно оставить за один визит. Самая маленькая - размером со спичечный коробок - стоит, как смартфон. Произведение более солидных размеров предлагают по цене автомобиля с пробегом. Такие заказывают крупные компании и подарочный фонд президента - федоскинские сувениры вручают главам государств, дипломатам и голливудским звездам Елена Моисеева, главный художник Федоскинской фабрики миниатюрной живописи: "Салют на красной площади. Сердце нашей родины - собор Василия блаженного, красная площадь. Вот такой сюжет мы разрабатывали и дарили Арнольду Шварценнегеру". Шкатулки из Федоскино дарили и Папе Римскому, и бывшему президенту Франции Николя Саркози - на рождение дочери, и британскому принцу Уильяму - на свадьбу. Любое изделие хоть для наследника престола, хоть для обычного туриста готовят одни и те же мастера. Над шкатулкой трудятся 6-7 человек. Путь каждой до прилавка магазина занимает полгода. Все шкатулки - из картона. Его пропитывают клейстером, прессуют, варят в льняном масле, сушат в печи, грунтуют, покрывают лаком и расписывают - двести лет по одной технологии. Готовое изделие получается прочнее деревянного. Как и шкатулки, рабочие фабрики тоже проходят один и тот же путь - из поколения в поколение. Мария Королева,  художник-миниатюрист: "У меня родители здесь работали всю жизнь, я как-то с детства все впитала, полюбила, мечтала с детства пойти по их стопам, всегда смотрела, как родители пишут шкатулки". Засмотреться и впрямь есть на что. На крышках ларцов классическая живопись, точно уменьшенные копии полотен из Третьяковки или Русского музея. Но в отличие от большинства художников, охотно рассказывающих о своем творчестве - федоскинские говорят мало и как будто неохотно. Оказалось, работали все выходные, чтобы вовремя сдать крупный заказ. От него зависит зарплата всего коллектива. Любовь Краснослободцева, художник-миниатюрист: "Можем не есть, не спать и днем и ночью - если срочно, нужно сделать". В советское время фабрика выпускала в год около 55 тысяч изделий - правда, делала много мелочевки - вроде брошей. Большая часть шла на экспорт - в Европу, Японию, США и в советские магазины для иностранцев "Интурист" и "Березку". Сейчас объемы производства куда скромнее - в прошлом году на фабрике выпустили тысячу с лишним шкатулок. Зато выросли габариты и увеличилось время на проработку каждого изделия Элина Карпова, художник-миниатюрист: "Хочется сделать, конечно, хорошо, что ты ставишь свою фамилию на этом изделии. Поэтому какая-то ответственность, чтобы самой не было стыдно за то, что ты сделала".  Пока завод кормит себя сам и даже в кризис справляется. Что будет завтра - активно обсуждают в каждом цехе Сергей Вобленко, опиловщик: "Вроде, хотят акционировать - не будет дальше государственным. Что дальше будет - не знаю". В здании, в котором сегодня сидит весь коллектив, раньше делали лишь заготовки для шкатулок. Основное производство занимало шесть этажей по соседству. Рынок вынудил переехать, чтобы ужать издержки, да и коллектив сократился - втрое. Само Федоскино все последние годы тоже как будто переезжает из большого дома в другой - поменьше. Окрестные пейзажи, которые вдохновляли художников, отнимает застройщик. Людмила Соколова, житель села Федоскино: "Теперь там все закрыто, заборы. И не пролезешь, не пройдешь никак, и за грибами трудно ходить. Многие места, куда раньше ходили грибники, они уже недоступны". На атакующий мегаполис, деревенские ворчат в очереди за привозным молоком. Этот форпост независимости села от остального мира город взял давно - коров и коз сегодня уж никто не держит. Это хлопотно и дорого. Корма год от года прибавляют в цене, а с свободных пастбищ вокруг становится меньше.  В Федоскино родился герой гражданской войны Анатолий Железняков, больше известный как матрос Железняк. Он вошел в историю благодаря легендарной фразе "Караул устал". Железняков произнес ее на Учредительном собрании пятого января 1918 года, когда решался вопрос о форме правления в стране после революции. В итоге, делегатам так и не удалось собраться повторно. По оценкам историков, это позволило большевикам закрепить свою власть.