В селе Фиолетово в Армении живут потомки русских молокан из Тамбовской губернии. Последователей этого христианского движения сослали туда больше полутора веков назад за то, что их вера отличается от традиционного православия. До места довезем, дальше сами. Но шансов зайти в гости мало - молокане живут закрыто, обнадежили нас перед поездкой к соотечественникам зарубежные коллеги От армянского города Дилижан до русского села Фиолетово 15 км. Полтора века назад по декрету Николая I сюда сослали русских молокан из Тамбовской губернии. Все началось с 8 семей. Сегодня в Фиолетове живут 1500 человек. Сверху та же тамбовщина, только - в горах. Лошади неторопливо жуют траву без присмотра, сметая все сомнения: гостей тут, и правда, не ждут. Давно. Молокан отправили на выселки за отказ от православных канонов. Вроде читают ту же Библию, но крестов не носят, не чтят ни святых, ни попов. Пьют молоко в пост, мол, отсюда и прозвище. Село, всеми забытое, живет своими заботами. Какие подгоняют эту селянку, нам рассказал местный старец - дед Павел. Павел Новиков, житель села Фиолетово: "Вчера сын приехал с Краснодара, у нас дело в воскресный день - свадьба будет". 5 самоваров прямо на земле растапливают углем. Делом в Фиолетово называют все важные события в жизни: свадьбу, поминки и "кстины" - крещение по-местному. В воскресенье очередь из самоваров будет раз в пять длиннее - свадьбу, как и любое дело, отмечают всем селом Иван Новиков, брат жениха: "Молятся за молодых, за жениха с невестой, есть свой обряд". Родственники молодых снуют с кастрюлями между молельным домом, где все будет проходить, и домом жениха. А до этого обошли соседей с листком, на котором расписали, кто за что отвечает, кто готовит, например, цветки акации "Это как салат готовится масло добавляется, репчатый лук и майонез - вот такая вещь получается", - говорит дядя жениха. Женщины идут катать лапшу. Свадебным утром ее сварят в мясном бульоне и подадут основным блюдом. Мы одеваемся так, чтобы не отпугнуть собеседников, и все равно по крупицам собираем подробности - во многих домах завидев нас, ворота прикрывают плотнее, прохожие опускают ниже на лоб косынки и шапки. Разговорчивее других краснодарские родственники жениха, потому что уже считай не местные, и соседи-армяне Мартун Тонапетьян возит людей из Фиолетово в третий по величине город в стране - Ванадзор. Армяне и русские работают друг у друга, общаются тесно, поэтому вместе с пассажирами водитель катает в обе стороны сумки с домашними консервами, лекарствами и одеждой. Мартун везет гостинцы для деда Павла - он давно дружит со стариком, у которого разъехались все родственники. Между рейсами заходит его проведать - за чаем рассказать новости вместо телевизора, которого нет в молоканских домах, и обсудить дела житейские "Не хочет в России. А то сын давно бы забрал его отсюда. Он не хочет бросать свое хозяйство, свой дом. Ну, все-таки это Родина его. Не так? Родина - есть Родина", - говорит Мартун. Бабушка Катя, так она нам представилась, тоже осталась одна - мужа похоронила, дети разъехались, дома остались одни кошки. Ее маму ребенком привезла одна из тех семей, с которых и началась история Фиолетово. Несколько поколений жили как под копирку: после школы - в поле. В домах одинаковое нехитрое убранство: высокие кровати с горой подушек, стол с библией и книгами первых молокан. Нам кажется, что время тут тягучее, как мед: бабушка Катя и ее соседи одеваются, как герои советского фильма про станичников. И говорят временами как они: "надысь", "евоный". А их послушать: время убегает, как песок сквозь пальцы. Главный символ перемен - пустые бочки под квашеную капусту Капустные грядки, как и прежде, берут дома в кольцо. Тут в ходу пословица - вчера снег на горе, завтра - на дворе. Поглядывая на белые вершины, местные торопятся убрать урожай С советскими паспортами молокане из Фиолетово объездили весь Союз. Продавали капусту - на выручку жили весь год. После того, как выдали армянские документы, торговый интерес пропал - его съели таможенные сборы. Капусту начали продавать свежей - перекупщикам. Многие местные стали искать заработок в других городах. И теперь жители села переживают за фундамент общины - крепкие семьи "У нас нет разводов: сошлися - нравится тебе, не нравится - все, это твое", - говорят жители. Маленькая Россия в Закавказье похожа на заповедник. Молокане поддерживают уклад, которым веками жили их предки. Чтут божий закон, не пьют, возделывают землю и растят детей. Село бы признать историческим и беречь от исчезновения, но пока оно живет само по себе, и время работает против него - прорежает, как грядки с капустой. В России молокане живут в Ставропольском крае, Самарской, Липецкой, Тамбовской и Ростовской областях. Их поселения есть на Украине, в Грузии и Азербайджане. В начале ХХ века многие последователи этой веры бежали в Америку. Сейчас в США их проживает около 20 тысяч человек.