Гоцатль: общинный уклад, аварские ювелиры и сладкая, как мед, родниковая вода
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/gotsatl-obschinnii-uklad-16501.html В цикле "Малые города" мы сегодня увидим, как дагестанские мастера из железа делают вазы, а и из камня -- резные столбы. Но не только этим славится один из ремесленных центров региона - древний аул Гоцатль. Репортаж Рустема Давыдова.
Около восьмисот лет назад
несколько поселков объединились в аул Гоцатль. Первые дома Гоцатля были сооружены
на этой скале. По-аварски ее название звучит "каул ра'ал", то есть
"неприступное место". Глубина пропасти здесь около 250 метров. Взять
штурмом Гоцатль было абсолютно невозможно и в то же время весь поселок представлял
собой очень хороший наблюдательный пункт. Неприятеля было видно издалека.
Триста с лишним лет назад
еду здесь готовили в деревянных казанах. И ничего не знали об обработке
металла. Гоцатлинцы во время набегов брали многочисленных пленников, но ни один
из них не признавался в том, что умеет ковать медь.
Султанахмед Магомедалиев,
ювелир, заслуженный деятель искусств Дагестана: "На тропу, где они их вели,
сыпали уголь древесный и бросали так кусочки меди. Они знали, что настоящий
мастер не будет топтать уголь и обратит внимание на медный кусок".
Ювелирному делу аварцы
учились у соседей - казикумухских лакцев и даргинцев из аула Кубачи. Но у гоцатлинцев
- свой собственный стиль. Здесь главное - практичность.
Султанахмед Магомедалиев,
ювелир, заслуженный деятель искусств Дагестана: "Кубачинцы, бывает, чрезмерно
тоже насыщают, у них мелочь тоже - много-много орнамента. Они все-все
гравируют. Мы же немножко оставляем свободным металл".
Султанахмед Магомедалиев -
мастер-универсал. Все делает сам - от плавки серебра до готового кувшина или
кинжала.
Султанахмед Магомедалиев,
ювелир, заслуженный деятель искусств Дагестана: "Чтобы изготовить эту вазу,
надо примерно 2 месяца. Плавим слитки, вальцуем. Получается слиток, лист
получается металлический".
Гоцатль славится не только
ювелирами. Здесь живут медночеканщики и каменотесы. На старом кладбище -
зиярате - надгробия с арабской вязью. Рядом - две плиты столетней давности.
История почти шекспировская - два восемнадцатилетних друга, ссора, стычка родов
- тухумов - и гибель обоих врагов.
Кровники примирились - в
знак мира надгробия поставили вплотную. С тех пор - с 1892 года - в Гоцатле
друг друга не убивают. Кровников примиряет совет старейшин. Сообща решаются
почти все важные для Гоцатля вопросы - от межевания полей до разводов. Это
общинный уклад, основанный на древних обычаях, правилах-адатах и шариате.
Венера Гунашева, житель
Гоцатля: "Надо свои обычаи держать. К старшим надо проявлять уважение, к
младшим тоже надо, общий язык к ним найти".
Венера Гунашева попала в
Гоцатль по распределению - после окончания Буйнакского медучилища. Здесь она и
познакомилась с красавцем Насруллой. Молодой Насрулла был нарасхват - всегда в
курсе всех киноновинок. "Весна на Заречной улице", "Летят
журавли", "Тихий Дон" - и даже "Ночи Кабирии".
Насрулла Гунашев,
пенсионер: "Я работал киномехаником в те годы, когда мы молодые были. Тогда
же киномеханики - это люди такие! Они хорошие были".
Год спустя Гунашевы
сыграли свадьбу. Дом молодоженам строили всем аулом, а родители только оплатили
стройматериалы - здесь так принято. Поэтому оставаться в родном селении
выгоднее, чем переезжать в город. Венера стала "своей" в Гоцатле
только спустя три года. С тех пор Гунашевы почти 60 лет вместе.
Венера Гунашева, житель
Гоцатля: "У меня уже правнучки есть, правнуки есть. Четверо детей".
Впрочем, своими детьми
Венера Малуковна считает почти всех гоцатлинцев: "Сейчас, я могу посчитать...
До 1980 года принимала роды".
Эти девушки, идущие за
водой, родились, когда Венера Малуковна уже вышла на пенсию. Поход за водой здесь
- целый обряд. Девушки и сейчас надевают самый красивый наряд и лучшие
украшения - но для похода в магазин. А раньше встреча у родника заменяла
горянкам и чтение новостей, и показ мод. Но главное - это были смотрины
невесты. Только здесь молодые люди могли увидеть друг друга - все остальное
время девушки занимались домашним хозяйством.
"Хинкал - он каждый
раз разный. Тут и от настроения хозяйки зависит, потому что к плите нельзя с
плохим настроением вставать. И от продуктов - надо самые свежие брать. И от
умения. Хинкал готовим быстро - гости ждать не будут! Но и не торопимся. Хинкал
суеты не любит", - рассказывают местные жительницы.
Говорят, если спросить
дагестанца, что ему приготовить, первое, что он ответит - хинкал. В Дагестане более
50 народностей, и у каждой свой рецепт приготовления этого блюда. Есть хинкал
аварский, есть даргинский, лакский, кумыкский, лезгинский, чабанский,
дербентский.
Строго говоря, хинкал -
это не столько блюдо, сколько набор блюд из ароматного бульона, свежего или
сушеного мяса, отварного картофеля, соуса. И, собственно, из хинкала -
вылепленного вручную теста.
О происхождении названия
аула историки спорят до сих пор. Одни утверждают, что оно имеет аварские корни
- слово "мед" на аварском так и звучит – "гоцатл". Другие
считают, что грузинские мастера-ювелиры, отпущенные из плена хунзахскими ханами
за их талант, нашли в этом месте колодец. И назвали его
"хуцутлинским" - то есть чистым и прозрачным. А, возможно, они имели
в виду чистоту, открытость и благородство местных жителей. Здесь не делят людей
на своих и чужих, здесь в каждом доме для путника найдется свежеиспеченная
лепешка чуду, ароматный хинкал и сладкая, как мед, родниковая вода.О том, что настоящие мастерА жили в тех краях и тысячу лет назад, говорят находки археологов. Рядом с Гоцатлем в прошлом году раскопали древний город. Поиски продолжались более полувека. Обнаружить находку помогло строительство ГЭС. В руинах поселения специалисты обнаружили стеклянную перламутровую нить - фрагмент женского браслета.
Гоцатль: общинный уклад, аварские ювелиры и сладкая, как мед, родниковая вода