Большой железнодорожный узел, город-спутник и родина четырех героев Советского союза. Сегодня в цикле передач «Малые города России» город Грязи, который расположен в 30 километрах от Липецка. Евгений Шевчук живет буквально на рельсах, под перестук колес. Поезда проходят всего в девяти метрах от его окон, хотя по закону должно быть не менее ста. "Мы с работы приходим, очень устаем, голова болит, нам нужно отдохнуть, шум, проветривать нельзя, мы задыхаемся в этом доме", - говорит Евгений. Почти полвека назад это был сарай. В нем хранили кувалды и костыли для железной дороги. А потом, еще в советское время, местные власти переселили сюда молодых родителей Евгения. Разумеется, временно. Но семья продолжает жить здесь 27-й год. Выбраться из него нет денег. После десятилетий жалоб и обивания порогов специальная районная комиссия признала этот дом пригодным для проживания. Но Евгений не сдается. И недавно у него появилась надежда: прокуратура назначила повторную экспертизу. А стало быть, есть шанс, что дом приговорят к сносу, обязав городскую администрацию выделить семье другую квартиру где-то подальше от рельсов. От железной дороги в поселке далеко не уйдешь. Грязи – это крупный железнодорожный узел: две магистральные линии, три станции и путевой пост. Десятки грузовых и пассажирских составов каждый день. Только во время курортного сезона через Грязи проезжают более 300 тысяч отдыхающих. "Поездопоток на нашем направлении Грязи – Воронежские на ЮВЖД самый большой. Это, прежде всего, обеспечение пассажиропотока в направлении Сочи. Мы сработали олимпийский год на отлично, и в перспективе – высокоскоростные магистрали", - рассказал Дмитрий Капустин, начальник железнодорожной станции « Грязи – Воронежские». Железная дорога кормит многих грязинцев. Бесперебойную работу только железнодорожного узла Грязи – Воронежские ежедневно обеспечивают около 300 человек. Игорь Коршунов за четыре года работы на этом участке изо дня в день совершенствует свой музыкальный слух. "Если звук будет глухой, то колесо неисправно. Звук должен быть звонкий. Если звук глухой – значит на колесной паре или выщерблена, или бозон", - пояснил осмотрщик вагонов Игорь Коршунов. Железнодорожники в Грязях – рабочая аристократия. "Мы оплачиваем им отпуска, санатории, и сама зарплата в 2-3 раза выше по уровню, чем у предприятий или частных предпринимателей, которые находятся в Грязях", - сообщил Дмитрий Капустин. Грязинский вокзал – сам по себе достопримечательность. Его построили в конце 19 века. И в то время он был один из самых передовых в России. По ночам здание освещалось сотнями газовых рожков. Для этих целей поблизости специально построили газовый завод. "Существует такой документ, что вокзал утвержден Александром II, а принимал его Александр III. Есть даже легенда, что он здесь побывал. Открытие вокзала состоялось в 1883 году", - рассказал краевед Серафим Соколиков. По другой легенде, в Грязи заезжал еще один российский император. Именно Петр I и дал населенному пункту такое название. Якобы Петр Алексеевич проезжал по этим местам особенно дождливой осенью. У кареты сломалось колесо, и монарху пришлось выйти из экипажа. И он тут же провалился в грязь. История умалчивает, что он при этом сказал, как, по большому счету, и то, бывал ли здесь император. Три века спустя Грязи – вполне чистый и благоустроенный город, несмотря на неблагозвучное название. Горожане во главе с неугомонным градоначальником стараются сделать его лучше и чище. Недавно в городе появилась километровая пешеходная улица, которую в народе прозвали "грязинским Арбатом". "Вот эта площадь вся уложена спонсорской плиткой, весь цемент спонсорский, техника вся работала спонсоров, сахарного завода, пищекомбината. Здесь не вложено в благоустройство ни копейки бюджетных средств", - заявил глава администрации города Андрей Филиппов. В планах – реконструкция еще одной улицы. Несколько местных предприятий уже внесли вскладчину деньги на фонарные столбы и прокладку кабеля. "Когда я училась в школе, поступала в институт, я собиралась уехать отсюда и не возвращаться. Одна из причин была – это дороги. Потому что уехать в Липецк и назад было невозможно, это было очень тяжело. Ты приезжал из города Грязи в Липецк, было видно, что ты из города Грязи, ты была по уши в грязи. Сейчас такого нет", - говорит жительница города Светлана Пастухова. Город-спутник Липецка уже дважды за 15 лет признавали самым благоустроенным малым городом России. В этом году Грязи надеются подтвердить свой высокий статус. Не зря же здесь установили памятник дворнику. В свое время жители хотели сменить неблагозвучное название поселка Грязи на Ежов – в честь сталинского наркома, разоблачавшего здесь врагов народа. В 1938 году на общем голосовании эту инициативу поддержали все сельчане, но вот переименовать Грязи так и не успели. Через несколько месяцев арестовали самого Ежова – как врага народа.