Мы продолжаем цикл репортажей «Малые города России». Сегодня расскажем о Гжели Московской области. В начале 19 века здесь работали сразу 25 фарфоровых заводов. При этом чашки и тарелки тогда расписывали разными цветами, а не только синим. Егорьевское шоссе. Дальнобойщиков обгоняют дачники. Они спешат из шумной столицы в глубинку - там тише, воздух чище и жизнь спокойнее. По пути избавляются от всего лишнего - от мыслей о работе, тревог и… ненужного хлама. Пока одни деревенские жители ругают большую дорогу из-за мусорных гор и пробок - и то, и другое вырастает ближе к выходным, другие - напротив - ждут конца недели. В это время у них растут продажи. Через каждые полметра вдоль дороги лотки и магазины с самым популярным местным товаром. Фарфоровые украшения, игрушки и посуду со знаменитым синим рисунком на белом фоне здесь делают в фабричных цехах и на дому. 01:54:14 «Как у нас один человек говорит, гжелью писать - это не заборы красить. А вот порой бывает, типа, как заборы: лишь бы краска была и кисть в руках. И без соблюдения мазковой росписи наносится рисунок. Это ужасно!», - говорит Лидия Будашкина, главный технолог фабрики по производству фарфоровых изделий.   Лидия Будашкина работала на крупнейшем фарфоровом производстве - в объединении «Гжель». В 90-х предприятие осталось без госзаказов, спрос упал, денег не было. Многие сотрудники ушли. Лидия - на новую частную фабрику фарфоровых изделий. Сегодня на предприятии трудится чуть ли не вся большая династия Будашкиных. Надежда Будашкина, живописец: «Дочка вот моя. Сидит - научится, дай бог, промыслу нашему. Наш промысел кормит нас испокон веков. И, дай бог, и нашим внукам достанется этого хлебушка». Работа кропотливая, требует усидчивости. Поэтому в цехе только девушки. За работой обсуждают последние новости. Надежда Будашкина, живописец: «Что в телевизоре говорят, то и обсуждаем. Крым, Украину, Олимпиаду. Свадьбы у нас две. Рождение ребенка». Авторские изделия расходятся по стране и дальше - за рубеж. Но сколько еще проживет ремесло, которому почти семь веков, его хранители сказать не берутся. Молодых специалистов мало. Покупателей в магазинах пока хватает, но спрос падает. А производство - дорожает. Белую глину, из которой делают фарфор, возят из Донецка. В Гжели добывают красную. Из нее делают кирпич. Он сегодня расходится быстрее посуды. Из местного кирпича строят дома и предприятия в столице и Подмосковье, Калужской и Рязанской областях. Коллектив предприятия - 130 человек. 2 года назад открыли новый цех с итальянским оборудованием. Зарплата выше средней по району в два раза - доходит до 45 тысяч. Устроиться сюда мечтают многие гжельцы, но конкуренция серьезная Галина Божьева, заместитель генерального директора Гжельского кирпичного завода: «Обычно на одно рабочее место рассматриваются 2-3 кандидата с испытательным сроком, и мы выбираем лучших». В Гжели с населением чуть больше десяти тысяч человек - 5 домов культуры. Местные шутят, артистов больше, чем зрителей. «Ремесла гжельские, забавы сельские, а за игрушками -  нелегкий труд», - поет хор. Хит всех гжельских праздников исполняют артисты популярного в районе хора «Бабье лето». Шлягер написали музыкант Владимир Стрелков и поэт Елена Миронова. Большинство песен творческого дуэта из Гжели - о родном крае. О тех, кто в нем живет, Елена пишет на страницах районного издания. В новом выпуске - герои нашего времени: учителя, педагоги и местные кандидаты в Книгу рекордов Гиннесса. Елена Миронова, поэт: «Также здесь содержится рассказ о Светлане Цветаевой. Это женщина маленькая, хрупкая, целую конеферму содержит практически одна». Светлана - бывший спортсмен - выигрывала всесоюзные соревнования и первенства по выездке. После травмы позвоночника ушла из спорта и стала фермером. 20 лет разводит лошадей русской верховой породы. Ее вывел в конце 18 века граф Орлов-Чесменский. Спортивных лошадей из России не раз признавали лучшими на международных выставках - в Лондоне, Париже, Чикаго. Сегодня старинная порода рискует оказаться под угрозой исчезновения. Коневодством в стране занимается все меньше заводов и фермеров - невыгодно. Светлана Цветаева, фермер: «Это надо очень любить. И понимать, что ты жертвуешь всем - не будет никакой отдачи». У Светланы есть мечта - построить манеж. Место под него есть, нет денег - стройка обойдется в несколько миллионов рублей. Светлана Цветаева, фермер: «Может быть, какие-то спортсмены смогли бы найти здесь пристанище. Которые не могут какие-то большие деньги платить в городе. Конский состав есть, лошади родятся каждый год, и среди них есть очень хорошие лошади. Просто жалко отдавать просто куда-то и не видеть потом этих следов». В обычной Гжельской школе пытаются сберечь народный промысел. Педагоги обучают детей керамическому производству. Главная гордость школы - немецкая печь для обжига. Ее подарил бывший директор объединения «Гжель». Наталья Савина, учитель технологии: «Были государственные предприятия. Они, конечно, помогали нам в полном объеме. А сейчас, может, керамики так же осталось, может, даже больше, но они все частные и считают денежку». В витринах мастерской - лучшие детские работы. Именно такой - яркой - была исконная гжельская роспись. Каждый год часть выпускников поступает в художественно-промышленный институт - единственный местный вуз. Но остаются в Гжели единицы. Многие по Егорьевскому шоссе уезжают из родных мест, где воздух чище и жизнь спокойнее, в Москву. Официальной датой рождения гжельского промысла считается 1339 год. К этому времени относится первое письменное упоминание о местной керамике - в декрете Ивана Калиты. Правда, тогда гжельские мастера делали только самую простую посуду и игрушки. А вот в годы расцвета росписи - в 19 веке - ставшие знаменитыми на всю страну тарелки и чашки не считались предметом роскоши. И белую посуду с синим узором чаще всего можно было встретить в трактирах.