В цикле Малые города России сегодня мы увидим ворота Сахалина - так местные жители называют Холмск. Там полтора века назад появилась первая в стране железнодорожная паромная переправа и она работает до сих пор. Что, правда, нельзя сказать о других предприятиях города. Улицы Холмска как этажи: первый, у самого моря, - улица Советская. В советское время была самой фешенебельной в городе. Здесь стоят дома в стиле сталинский ампир. Этаж второй - улица Первомайская, сегодняшний центр Холмска. На Первомайской - городская администрация, бассейн, дом культуры моряков, парк аттракционов. Дома здесь попроще - хрущевки. Дальше - третий, четвертый, пятый: Капитанская, Молодежная, Школьная. С этажа на этаж горожане попадают по специальным лестницам. Тротуаров между улицами-ярусами в Холмске нет. Только узкая дорога для автомобилей. Пешеходам приходится подниматься вот по таким лестницам. Достаточно крутым и длинным. Общественный транспорт на верхние улицы не ходит - не позволяет слишком узкая дорога. Зато жители пятого и шестого ярусов самые здоровые в Холмске. Постоянно преодолевая ступени лестниц, жители Холмска привыкают к подъемам и спускам. И потому очень любят прогулки по горам, прихватив трекинговые палки и снегоступ. Татьяна вместе с друзьями даже в будни после работы покоряют окрестные вершины - гуляют до самой темноты. Сегодня взобрались на гору Молодежная. Отсюда хорошо видны отроги Южно-Камышового хребта. Туда туристы намерены отправиться в выходные. Свою группу Татьяна и ее единомышленники называют "Сахалинский эдельвейс". У них есть страничка в социальной сети, где любой желающий, включая и гостей Холмска, может присоединиться к несложным восхождениям. Татьяна Мурашка, житель г. Холмск: "Я здесь родилась, выросла, я его безумно люблю, Он тихий, спокойный, маленький. Здесь море, здесь горы, все для счастья есть, как говорится". Татарский пролив с вершин вокруг Холмска - как на ладони. Отсюда видно, что город не зря называют воротами Сахалина. Воды местного порта никогда не замерзают. В 1873 году в Холмске заработала первая в стране морская железнодорожная паромная переправа. Работает она и сегодня. В трюм парома "Сахалин-10" помещается железнодорожный состав - 26 вагонов. Внутри парома - четыре рельсовых ветки. После погрузки он отправится к берегам материка, в порт Ванино - 257 километров пути. Старые работники порта помнят: в советские времена он принимал и отправлял в общей сложности миллион тонн грузов в год. Теперь хорошо, если обрабатывает 300 тысяч тонн. Михаил Минько начинал здесь 42 года назад учеником электрослесаря. Тогда это было одно из самых больших предприятий Холмска: работали здесь 2 тысячи человек. Сегодня осталось всего двести. Сильнее всего объемы упали в годы перестройки, говорит Михаил. Зато в двухтысячных на Сахалине заработали нефтегазовые проекты, и через порт потекли специализированные грузы. Но сейчас - снова кризис: Михаил Минько, заместитель руководителя ОАО "Холмский морской торговый порт": "Санкции отразились на работе порта. Сюда на Сахалин идет - это металлоконструкции, цемент, клинкер. С Сахалина, с Холмского порта уходит лес, металлолом". Как раз сейчас к отправке в Китай здесь готовят партию металлолома. А три десятилетия назад порт не занимался такой мелочью, как старое железо. Тогда на Сахалине работали восемь целлюлозно-бумажных заводов. А еще предприятия по производству резины и консервов. Вся готовая продукция шла через порт. В 70-е годы прошлого столетия, которые большинство считает временем расцвета этого города, здесь было большое производство. Делали обои, писчую бумагу, кирпич, жестяную тару для рыбных и мясных консервов. Тогда в Холмске жило около 50 тысяч человек. В лучшие годы город притягивал и людей искусства. Долгое время в Холмске жил известный на Дальнем Востоке поэт и журналист Юрий Николаев. Он много писал о Сахалине и труде рыбаков, часто ходил с ними в море. В Холмской районной библиотеке, которая носит имя Юрия Николаева, сегодня хранятся все издания его стихов. Последнее в 2015 году издал на собственные деньги сын поэта - композитор и певец Игорь Николаев, который родился в Холмске. Михаил Штейн, житель г. Холмск: "Я вообще скажу, что Игорь - это повторение отца в работе, это трудоголик, как он. Мы ему говорим, что сидишь, ничего не делаешь, а он – я думаю". В родной Холмск Игорь Николаев часто приезжает с концертами. Хотя город сейчас стал намного меньше, чем полвека назад: здесь живут чуть больше 28 тысяч человек. Большие предприятия - целлюлозно-бумажный, шлакоблочный, судоремонтный заводы - закрылись. Завод по производству консервных банок работает всего два месяца в году - в период путины. Правда, в последние годы понемногу открываются небольшие производства - частная пекарня, рыболовецкие артели, фирмы по доставке грузов с материка и строительству жилых домов. Но не только в советские годы промышленность в Холмске могла похвастаться своими достижениями. В конце 19 века местная рыба - кета, горбуша и сельдь - была визитной карточкой города, и даже получила золотую медаль на всероссийской продовольственной выставке в Санкт-Петербурге.