В рубрике «Малые города России» отправляемся на юг Челябинской области, в город Карталы. Это крупный транспортный узел, где сходятся железнодорожные магистрали четырех направлений: в Казахстан, Сибирь, на юг и вглубь Урала. Амиржан Шакулов следит за тем, чтобы российскую границу пересекали только исправные поезда. Он принимает грузовые составы с зерном из Казахстана. Смотрит, нет ли трещин, сколов или ослабленных креплений на колесах, герметичны ли контейнеры. Если всё в норме, поезда пропускают дальше. Неисправные вагоны отцепляют от состава и отправляют в ремонтное депо станции. За смену Амиржан осматривает до десятка пассажирских и грузовых составов. Он железнодорожник во втором поколении. Отец его тоже был осмотрщиком вагонов, а мать работала на станции приёмщицей поездов. Амиржан Шакулов, старший осмотрщик вагонов межгосударственного стыкового пункта станции Карталы: «Город железнодорожников, тут практически все проживающие в городе работают. Ну у меня просто семейная династия, общий стаж уже, если сложить, почти 100 лет. У нас 40 - отец, 35 - мать и я - 27 лет». Станция в Карталах появилась еще в первую мировую войну, а в 1929 году, девяносто лет назад, через город проложили ветку до Магнитогорска. По ней на строительство металлургического комбината поехали первые добровольцы, грузовые составы повезли руду, лес и уголь. Еще до начала Великой Отечественной Карталы превратились в крупный железнодорожный узел. В послевоенные годы город продолжал расти и развиваться. Все основные события его истории изображены на металлической стеле возле вокзала. Выковали ее местные кузнецы. Дарья Капарулина, экскурсовод краеведческого музея города Карталы: «Наш вокзал называли одним из самых красивейших на ветке Южного Урала. Со станции Карталы можно уехать по множеству направлений: Орск, Оренбург, Челябинск, Магнитогорск, а также дальние направления, на юга. Поезда очень часто идут через нашу станцию. И, конечно же, это Сибирь». Свои скульптуры из металла, правда, попроще и на любительском уровне создает и пенсионер Александр Антоний. Сейчас он работает над фигурой кота Матроскина. Александр Антоний, житель города Карталы: «Это все проволока, болтики, гаечки, это листовое железо, порезанное ножницами, это обыкновенная проволока скручена. Все вокруг - одно железо и сварка, больше ничего здесь нету». Площадку у собственного дома мастер заполнил персонажами героев советских мультфильмов: «Бременские музыканты», «38 попугаев», «Простоквашино». Фигурки из металла он поставил и у входа в шиномонтажную мастерскую, которую открыл в своем гараже рядом с домом. Говорит, результаты его творчества привлекают новых клиентов. Александр Антоний, житель города Карталы: «Все были в восторге, все хвалили и сейчас приезжают фотографируются, в интернете везде выкладывают. Я благодарен людям за их понимание, спасибо им большое. Купить предлагали тоже, давай купим, но я даже не торговался, это эксклюзив, чисто для себя, для души, я не на продажу». А на территории детского сада № 9 недавно установили новую игровую площадку. Сад располагается в бывшем купеческом доме XIX века - единственном здании такого типа, сохранившемся в Карталах. Оно сохранилось в почти неизменном виде благодаря своим толстым стенам из лиственницы и массивным дверям. За домом ухаживают, город регулярно ремонтирует его и благоустраивает. Татьяна Гусельщикова, заведующая детским садом № 9: «Вы знаете, когда мы делали ремонт, мы вскрывали пол. И подполье, как меня удивило, как строили раньше люди, выложено брусчаткой. Бревна, вот знаете, до такой степени, когда начинали вбивать гвозди, гвозди гнулись, оно аж искрит. Вот до такой степени хороший материал был». В следующем году в Карталах начнут строить новый детский сад на 160 мест. Педагоги и воспитанники переедут туда из купеческого дома, мест там будет вдвое больше, чем здесь. Появятся отдельные помещения для занятий спортом и музыкой. Но коллектив детсада попросил городские власти сохранить для детей и это старинное здание. Открыть в нем, например, филиал школы искусств. История этого места началась в 1843 году, тогда это был казачий посёлок. В тюркских наречиях «Карталы» означает «черная ива». Черных ив там нет, а вот черного угля достаточно, именно это и предопределило строительство железной дороги. В годы Великой Отечественной карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината.