Кемь: морские ворота на Соловки, Кемский каскад ГЭС и декорации к фильму "Остров" Павла Лунгина
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/kem-morskie-vorota-18005.html
Школьники из клуба исторической реконструкции знают - начиная с 15 века,
эта пограничная застава на северо-западе России не раз давала отпор неприятелю.
Александр Веролайнен показывает, как выглядел древнерусский воин в те
времена, когда и пороха-то не было. Еще школьником Саша увлекся изготовлением
костюмов, оружия и военной историей. Сегодня Александр Юрьевич - системный
администратор в школе, а в свободное время занимается с ребятами исторической
реконструкцией.
Александр Веролайнен, руководитель клуба исторической реконструкции, г.
Кемь: "Самое сложное -
когда они первый раз шьют костюм, сами куют доспехи. Это очень интересно, когда
историю можно потрогать руками".
Сейчас готовят костюмы и оружие уже следующей исторической эпохи. Хотят
устроить реконструкцию сражения со шведами у стен Успенского собора - главной
местной достопримечательности начала 18 века. Но для прихожанки
Ирины Устин Успенский собор - больше чем архитектурная реликвия.
Ирина крестилась в этом соборе уже взрослой, в 90-е годы, когда
возобновилась церковная служба. Храму повезло в 30-е годы: большевики его не
разрушили, не устроили в нем ни склад, ни гараж, а просто заколотили досками.
Внутри столетние бревна до сих пор прочно подогнаны друг к другу. Но с улицы
выглядят гораздо хуже. Год назад Карельская епархия передала собор Соловецкому
монастырю - шансов на его ремонт стало больше.
Ирина Устин, житель г. Кемь: "Храм наш
уникальный - такого нигде больше нет. Мы не знаем, кто его строил. Но есть
документы еще на старославянском языке, в которых написано, сколько бревен
каждый кемлянин привез, чтобы построить этот храм".
От центра Кеми до Белого моря, в которое впадает одноименная река -
всего-то пара километров. А выше по течению реки - каскад ГЭС. В советские годы
сюда ехали рабочие со всей страны. В 1971 году Александр Ведлер
начинал на Кемском каскаде начальником смены. На пенсию ушел с поста
заместителя гендиректора. Построил и запустил три из пяти гидроэлектростанций
Кемского каскада.
Александр Ведлер, ветеран-гидростроитель: "Когда начинаешь
с нуля и ведешь до флажка, до самого верха. И когда начинают агрегаты
вертеться, ну, это праздник души!".
Ветеран-гидростроитель сегодня на пенсии. Как и большинство кемских
пенсионеров, получает 15 тысяч рублей. Не нехватку денег не жалуется. Хотя и
говорит, что в городе гидроэнергетиков тарифы на тепло и электричество могли бы
быть и поменьше.
Александр Ведлер, ветеран-гидростроитель, г. Кемь: "Себестоимость электроэнергии, которую
вырабатывают наши ГЭС, она не стоит даже и рубля. Примерно 40 коп. Но на одном
киловатте сидят сегодня производитель, поставщик и продавец. Вот и
накручивается".
Большая часть города - деревянные дома с удобствами во дворе. И бараки, в
которых больше полувека живут несколько поколений гидростроителей. Сегодня их
начали сносить. На их месте появятся новые дома, где будет и вода, и все
удобства.
Режиссер Павел Лунгин выбрал это побережье и вид на залив Белого моря площадкой
для своего фильма "Остров". Часть декораций еще сохранилась. Часовня
и кочегарка стали туристической достопримечательностью. А деревянный помост, по
которому герой Петра Мамонова возил уголь, недавно растащили на дрова.
Валерия - на этих берегах родилась. И уже не одни год возглавляет местную
турфирму. Говорит, кроме своего выгодного положения на пути туристов к
Соловкам, Кеми предложить сегодня больше нечего. Нет здесь и специалистов,
чтобы обслуживать и ремонтировать туристические теплоходы. И тем не менее, за
минувший сезон с этой причала на Соловецкие острова отправились больше 70 тысяч
туристов. Это в пять раз больше, чем население самого города.
Валерия Фролова, генеральный директор туристической фирмы "Причал",
г. Кемь: "В
основном транзит. Нет дорог. Проблема многих малых городов - это
инфраструктура. Туристы в Кемь приезжают в основном вечерним поездом. Ничего не
успевают посмотреть, и утренним рейсом отчаливают на Соловки, и так обратно".
В следующем году в Кеми начнут строить глубоководный морской торговый порт.
Значит, в городе появятся новые рабочие места.
Светлана - хозяйка лесопилки, с подходящей для такого занятия фамилией
Хвойницкая. В одном из цехов старого лесозавода у нее небольшое производство и
два десятка рабочих мест. Это все, что удалось сохранить от крупного советского
лесозаготовительного завода, на котором когда-то работала и Светлана, и
полгорода.
"Пусть и не такой большой порт построят,
какой планируют по федеральной программе, но хоть какой-то порт будет, через
который грузы пойдут, и хоть какая-то работа будет у молодежи. Иначе у нас
молодежь уезжает", - говорит Светлана
Хвойницкая, директор лесопилки ООО "Кемь Лес-сервис".
В коллекциях нумизматов иногда можно встретить вот эту 10-рублевую
юбилейную монету с изображением древней Кеми. На гербе города - жемчужное
ожерелье. Древний поморский промысел жемчуга давно забыт. Местные жемчужные
украшения можно теперь увидеть разве что в городском музее. Но жители верят,
что до сих пор в темных водах порожистой Кеми можно найти немало северных
жемчужин.
Самой популярной легендой, которая объясняет происхождение названия
города, жители называют не совсем приличную - "петровскую". Петр
Первый, подписывая указы о высылке на север, на полях писал "сослать КЕМ".
Эта аббревиатура, по словам краеведов, якобы означала "к… (такой-то) матери".
Ну, а традиционная версия связывает название города с рекой Кемь, на берегу
которой тот и был построен.
Кемь: морские ворота на Соловки, Кемский каскад ГЭС и декорации к фильму "Остров" Павла Лунгина