Мы продолжаем рассказывать вам о том, как живут малые города России. Сегодня отправимся в Котовск Тамбовской области. Он вырос из поселка для работников порохового завода, который построили еще в годы Первой мировой войны. На том же предприятии придумали и главный символ города - куклу-неваляшку. В Котовске раннее утро. На календаре понедельник - начало длинной череды трудовых будней. Но, на улицах многолюдно, словно в праздник или выходной день. Котовчане спешат, как на заводской гудок. Но не на работу, а к воротам центрального парка. На "понедельничную", выездную ярмарку. На которой можно купить буквально все. Виктор Катюнин, директор муниципального рынка г. Котовска: "У нас вот всегда такое количество людей. Они уже пользуются популярностью давно. То есть, народ здесь по хорошим, сниженным ценам, закупается на всю неделю." На прилавках - товары частных предприятий и ферм со всей области. Одежда и народные промыслы, сезонные фрукты и овощи, молоко и мясо. Александра Говоркова, пенсионер: "Нам это нравится. И дешевле намного, чем в магазине. И продукция такая...более свежая, чем завалявшаяся в магазине. Ну, нам нравится, мы не можем без этого уже." За пару часов до полудня торговые лавочки в парке закрываются, но открываются аттракционы. Катамараны, надувные детские городки и картинг. Большое хозяйство предпринимателя Сергея Моршева разместилось на этом клочке парковой территории. Сергей Моршев, предприниматель: "Я сам не верил, что на этой площадке можно что-то сделать вообще изначально. Маленькая потому что она была. А потом сказали, надо будет - еще дадим. Дали." Любимое детище Сергея - трасса для картинга. Сделать ее бизнесмен Моршев, задумал еще два года назад. Когда еще был простым рабочим на заводе, и фанатом стритрейсинга - уличных автогонок. Но, на заводе Сергея сократили, а уличные гонки законодательно запретили. И Мовшев стал предпринимателем. Рискнул и вложил свои сбережения в давнюю мечту - картинг-корт. Под него арендовал у города заброшенную парковую танцплощадку. И купил в Москве два очень подержанных карта. Сергей Моршев, предприниматель: "Ну, конечно, дорогие. Под двести тысяч один бэушный картинг был. Ремонт ежедневный. Они каждый день все равно будут ломаться. Потому что техника это. И нагрузки тут на них очень большие." Жаждой скорости, как оказалось, болеет половина Котовска. Бизнес Сергея с первых же дней пошел на форсаже. На рев моторов в парке прибегали дети, и приходили старики. Появились и постоянные клиенты. Самому пожилому завсегдатаю картинг-корта, на то время было 76 лет. Сергей Моршев, предприниматель: "Сейчас ему уже семьдесят восемь! Но, он все равно приходит нет-нет, узнает как дела у нас тут." Зеленый свет всем потенциальным инвесторам обещают власти Котовска. И, желающих вложиться в местный бизнес хватает. Достаточно и одной встречи с любым инвестором, говорит глава города, и договор заключен. Но, сейчас встречаться с инвесторами некогда. Со дня на день ударят холода, а отопительные коммуникации проела ржавчина. Алексей Плахотников, глава г. Котовска: "Большие проблемы с сетями. Щас мы работаем, заставляем хозяев этих сетей "штопать" их. Я думаю, что мы, конечно, с ними справимся. Но, такой "холодок" иногда внизу пробегает." У Алексея Плахотникова всегда под рукой планшет. С его помощью глава города поддерживает связь с жителями. Через соцсети. Отвечает тут же, бывает что и на ходу. По городу глава чаще всего передвигается пешком. Для здоровья полезно, да и проблемы города так увидеть проще, чем из окна служебного авто. Алексей Плахотников, глава г. Котовска: "Ну, конечно, я понимаю, что здорово у нас все упало. Это ясно, конечно. В России, да! Ну, давайте лучше работать и больше зарабатывать!" А заработать горожанам есть где. Одно из самых стабильных местных производств - керамическое. Котовская керамика идет огромными партиями во все уголки России - от Калиниграда, до Владивостока. Секрет спроса на котовскую керамику - в ее отличительном составе и особенности обжига. Сергей Мамутов, директор Фабрики керамических изделий: "Наша керамика - высокотемпературного обжига. Что соответствует фаянсу. Мы обжигаем наши изделия при 1200 градусах. Используем белую огнеупорную глину. И это тоже дает свои плюсы." Еще один плюс и даже гордость фабрики - свой художественный цех. Посторонних туда не допускают - цех исполняет над VIP-заказы. Для теле- и киностудий, президентских и правительственных дворцов, и частных коллекций. Сергей Мамутов, директор Фабрики керамических изделий: "Портрет человека. Или логотип. Не просто через трафарет, а именно вот - нарисуют руками." Но, настоящей, народной любовью может гордиться даже не керамика из Котовска, а местная игрушка - неваляшка. Которая появилась почти 60 лет назад, во времена "холодной войны" между СССР и США. Младшая сестра матрешки, но с особым "несгибаемым" характером поначалу была побочным продуктом порохового завода. Ее делали из целлюлозы - отходов производства. Кроме того, "неваляшка" обеспечивала заводу, необходимую в те времена, секретность. Наталья Ковалева, директор заводского музея: "Нужно было завуалировать название не военно-оборонного завода, а связанного с гражданской продукцией. Поэтому, в это время у нас и название поменялось. И мы стали называться - завод "Пластмасс". А снаряды и заряды, которые выпускал завод, назывались, как и куклы "неваляшками", чтобы сбить с толку американских шпионов. Куклы шли нарасхват целое десятилетие. Пока не стало ясно, что кроме "устойчивости" для них характерна и "вспыльчивость". Не хуже пороховой. Антонина Рязанова, начальник производства игрушек: "Все-таки, во всем мире, целуллоид - он горючий пластмасс. Как порох горит. Все отошли от этой пластмассы." Пришлось искать новую, безопасную пластмассу. На поиски ушла почти целая эпоха - 20 лет "заката" страны советов. И еще 10 лет нового тысячелетия. На все это время производство кукол было заморожено. Материал изобрели к 2010 году. Это огнеупорная пленка ПВХ, которой покрывали "неваляшечную" пластмассу. Но к этому времени страну уже наводнили поддельные "неваляшки" родом из Китая. Антонина Рязанова, начальник производства игрушек: "Неваляшка, будем так говорить, украдена! Да вы что? У вас? Украдена, я говорю!" Сейчас котовская "неваляшка" готовится отвоевать у подделок свою популярность. В секрете держится уникальный механизм маятника, внутри неваляшки. Который придает устойчивость, и "музыкальность" котовским игрушкам. Антонина Рязанова, начальник производства игрушек: "Внутри - шайба, запрессованная проволокой. И маятник. А это уже секрет!!!" "Неваляшечный" характер в испытании временем показал и сам Котовск. Переживший бомбардировки в сороковые годы и разруху в девяностые. Секрет его стойкости - упорные и трудолюбивые горожане. За сто лет и три сменившихся поколения, они уже привыкли к жизни у пороховой бочки. Свое нынешнее название и статус города Котовск получил в 1940 году. Его назвали в честь Григория Котовского - комдива Красной армии, который в 1921-м подавил антисоветское восстание крестьян в Тамбовской области.