В цикле "Малые города России" сегодня – подмосковная Кубинка. В небе над городком сейчас каждый день идут тренировочные полеты пилотажной группы "Стрижи". И к этой красоте здешнее население уже привыкло. От проносящихся над головой самолетов воздух в Кубинке гудит. Но голову вверх никто не поднимает. Все занимаются своими делами. Родители гуляют с детьми на главной площади, рядом с памятником павшим в Великой Отечественной войне - символом города. Старшеклассники обсуждают экзамены. К раскатам в небе здесь давно привыкли. Всего в паре километров от центра  - знаменитый на всю страну аэродром Кубинка. В войну местные летчики защищали московское небо. Сегодня асы из Кубинки защищают честь страны на международных авиасалонах. К очередному тренировочному полету готовятся летчики пилотажной группы "Стрижи". Короткий разбор полетов - и снова в небо. Расстояние между "МИГами" - не больше 3 метров. Не сбавляя скорости 700 км/час, летчики синхронно выполняют сложнейшие трюки: бочку, колокол, петли. Взмывают вверх и падают вниз. В родной Кубинке "Стрижи" и "Русские витязи" недавно отметили и 23-й день рождения. Их выступления укрепляют имидж страны за рубежом. И поднимают престиж профессии на родине. Андрей Алексеев, заместитель начальника Центра показа авиационной техники: "Здесь проводится много мероприятий для детей. И, в общем-то, для этого мы и нужны в первую очередь. Чтобы вот пацаны смотрели, и глаза у них загорались, и хотели они стать летчиками, военными и так далее. Просто патриотами страны". Кубинским детям вырасти другими сложно. Здесь не выходит из моды хаки. В городе мужчины через одного - в военной форме. Мальчишки играют через раз: то в летчиков, то в танкистов. Местным искренне завидуют приезжие: чтобы забраться на настоящие СУ-100 или Т-40, им нужно часами трястись в автобусе, а у них под боком самый крупный в мире танковый музей. Танковый музей в Кубинке открыли в 1938. Долгое время все экспонаты стояли под открытым небом. Павильоны начали строить в начале 70-х. В 1972 коллекцию смогли увидеть первые посетители. Это были военные и научные сотрудники. Свободным вход сделали только в 1992. С тех пор в музей пускают и гражданских. Едут со всего света. Только в прошлом году музей в Кубинке посетили 190 тысяч человек. Миша Винтаев и Андрей Иванов приехали из Ярославля. Андрей Иванов, турист из Ярославля: "Изначально история техники нашей была интересна, когда в школе еще изучал историю. Вот и хотел посмотреть вживую на машины, которые были, в Великой Отечественной стране сражались, в Русско-финской войне". В коллекции  - более трехсот единиц техники из 14 стран мира. Здесь есть и первый в мире танк - английский Мk1 и самый большой - немецкий Maus. Этот "мышонок" весит 188 тонн. Механический воин в поле один должен был справиться с целой танковой армией. На ход успели поставить две машины. Но ни одна из них в боях поучаствовать не успела. А это знаменитая "Т-34-ка". Танк нашли в Псковской области вместе с погибшим в войну механиком-водителем. Сержант Лукоянов единственной из команды не успел покинуть боевую машину. Захоронен на территории музея. О нем экскурсоводы рассказывают школьникам, чтобы помнили настоящих героев. Игорь Галкин, специалист по связям с общественностью Кубинского танкового музея: "Когда ребенку показывают по телевизору фильмы, когда едет, например, американский танк Sherman, и он там всех побеждает - он начинает в это верить. Но когда он приходит сюда и, просто посмотрев на нашу "34-ку" и на этот американский Sherman - ему даже объяснять ничего не надо! Он понимает все сам - где какая техника, и кто на что был способен, и кто соответственно победил". В маленьком городе много "самого большого". Музей - крупнейший в мире. Племзавод, разумеется, тоже самый большой - в Московской области. Хозяйство в без малого пять тысяч голов дает 7 тонн молока в год. "Все здесь механизировано, технология немецкая здесь сделана. И дойка, и кормораздача - все механизировано", - рассказывает главный зоотехник Александр Балаев. Часть молока сдают. Из другой - сами делают творог, сметану, кефир, масло. Собираются наладить производство сыра. Но даже на это крупное и успешное предприятие местных рабочих не зазвать. Труд тяжелый, зарплату на уровне удерживать все сложнее. Александр Балаев: "Много зависит от наших, как говорится, покупателей - молзаводов. Вот в данный момент цену уже опять сбавили, поэтому мы зависим пока от них. Мы вот кормим зимой и летом силосом, сенажом. А они мотивируют, значит, так, что летнее содержание на траве дешевое. Вроде, мы мало затрат затрачиваем на производство молока, а у нас затраты те же!". От Кубинки до Москвы час на машине - если без пробок. Туда пока уезжают на заработки хорошие специалисты. Возможно, скоро и дома работа будет устраивать. Не зря же в Кубинке появляются крупные производства - например, по выпуску отечественных велосипедов. И строится впервые за долгие годы новое жилье. Велосипеды начали делать в Кубинке 18 лет назад. А к сегодняшнему дню они  - одни из самых популярных. В разы дешевле, чем импортные аналоги, кубинские велосипеды под лозунгом "Made in Russia" чаще других можно встретить на улицах российских городов. А еще их продают в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Детские, городские, дорожные, горные и спортивные - завод выпускает больше 60 моделей велосипедов.