Кунашак. Село Челябинской области
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/kunashak-selo-chelyabinskoy-oblasti-34063.html В рубрике «Малые города» мы отправимся в Челябинскую область - в Кунашак. С татарского переводится как «место ночлега». Название связано с расселением татар, которые пришли в Зауралье из земель бывшего Казанского ханства. Первое поселение там датируется 1736 годом. В последнее время в Кунашак тоже часто переезжают люди из отдаленных сел и деревень. Ведь, по словам местных жителей, тут найдут себе применение все, кто хочет работать. Юлия Митюгова - подробнее.
Местная рок-группа «Продам гараж» разучивает новую композицию. Музыку и тексты школьники сочинять не умеют, поэтому в основном перепевают мировые хиты - беспроигрышный вариант для начинающих исполнителей.
В музыкальный кружок при Центре культурного развития школьники приходят два раза в неделю. Играют на инструментах, которые клуб закупил больше десяти лет назад. Руководитель кружка Ришат Рахимов совмещает сразу несколько профессий: педагога, звукорежиссера, а с недавних пор - и видеооператора. Его подопечные сейчас записывают свой дебютный клип на русском языке, который хотят разместить в социальных сетях.
На этих гитарах и ударной установке выросли десятки местных подростков, мечтавших о музыкальной славе. Но дальше сельской сцены никто из них не пробился. Пять лет назад музыканты Центра, в порядке эксперимента, пробовали петь рок на башкирском языке. Но публика это не оценила. По наблюдению Ришата, даже на национальных праздниках на башкирском и татарском сегодня поют редко.
Ришат Рахимов, руководитель музыкальной группы: «Теоретически, если задаться целью, я могу сделать национальную группу, я могу найти вокалиста, но автора - автора труднее найти. Тот, кто будет думать по-другому, тот, кто будет писать».
Дина Казеева по-татарски и пишет, и говорит. Десять лет работала учителем и репетитором - но не татарского, а английского языка. Но в прошлом месяце Дина ушла из педагогики, сменив тетради и учебники на швейную машинку и бисер.
Дина Казеева, дизайнер платьев на никах: «Когда у меня было мусульманское бракосочетание, я сама себе сшила платье. После этого, по советам моих подруг, знакомых, ко мне обратились другие девушки за платьями. Когда я поняла, что могу шить, что я могу шить все это на заказ и заказы пошли, я даже долго думать не стала. Я буквально вышла в отпуск и решила: да я покупаю ткани и шью».
Эти женские наряды пользуются большой популярностью у мусульман. Их надевают на торжественный обряд бракосочетания - никах. Платья ручной работы по индивидуальным заказам Дина шьет для мелких деревень в Кунашакском районе. На пошив каждого уходит целая неделя, стоят они - от трех до десяти тысяч рублей.
Дина Казеева, дизайнер платьев на никах: «Ну и в планах у меня, конечно, превратить свое дело в масштабный проект. Для начала - на уровне области, а там уже и дальше, конечно».
Дина Казеева рассказала: среди ее дальних предков - те, кто переехали в эти края, и в 1736 году основали село Кунашак. Это были татары и башкиры с правого берега Волги. Густой красивый лес и близость нескольких больших озер обеспечивали переселенцам хорошую охоту и рыбалку.
Несмотря на свои восемьдесят два года, Сулейман Исмагилович выращивает на огороде овощи и держит 80 баранов. Мясо и шерсть раньше продавал, получалась хорошая прибавка к пенсии. Но сейчас спрос резко упал.
Сулейман Якупов, имам-хатыб: «Шерсть в последнее время никто не покупает. У нас шерсть только для хозяйства, для утепления там, водопровода и прочее-прочее применяем. А так - никто не берет, нет сейчас заготовителей».
Раньше Сулейман работал управляющим в совхозе, а жил всегда здесь - в деревне Бурино, в 10 километрах от Кунашака. Своей работой заслужил уважение и доверие земляков. А когда он вышел на пенсию, люди во время народного схода единогласно выбрали его имам-хатыбом, что в переводе с арабского – «ведущий за собой». С тех пор Сулейман Исмагилович - старейшина в религиозном сане.
Сулейман Якупов, имам-хатыб: «После представления, получения документа стал ходить, уговаривать людей, чтобы они верили в Бога, намаз научились читать».
Но службы имам-хатыбу проводить негде. Мечеть есть только в районном центре, куда пожилым людям добираться не очень удобно. Имам-хатыб мечтает либо построить новую, либо восстановить старую мечеть, разрушенную еще до революции. Но в деревне, где живет всего триста человек - собрать достаточно денег на это почти невозможно.
Сулейман Якупов, имам-хатыб: «Для мечети никто не финансирует. Это за счет людей только строится. Вот мы денег собрали, фундамент построили. Вот у нас был спонсор из Уфы, вот он свой обещанный сруб не привез и так и стоит фундамент на месте».
Кунашакский район постепенно истощается по окраинам. Из отдаленных сел и деревень люди переезжают в поселки и города. Только за последний год, число вакансий по всем специальностям в районе выросло в два раза. Но больше всего требуются молодые, толковые фермеры, готовые пустить крепкие корни. Участки здесь недорогие - десять тысяч за сотку, а земли - пожалуй, самые плодородные в Челябинской области.
Кунашак - это не только село. Так называется каменный метеорит, упавший 11 июня 1949 года на территории Кунашакского района. Тогда на место выезжала экспедиция Горно-геологического института. Ученые смогли найти и собрать около 20 фрагментов метеорита - общим весом почти 200 килограммов.
Кунашак. Село Челябинской области