Лахденпохья – «край залива» в дальнем уголке Ладожского озера

В рубрике «Малые города России» отправимся в карельский Лахденпохья. Он находится в 300 километрах от Петрозаводска, на берегу Якимварского залива Ладожского озера.

В переводе с финского Лахденпохья - так и переводится - «край залива». По данным сервисов бронирования отелей, город вошел в топ-5 малых городов России, которые стремятся посетить туристы. Сейчас там как раз начинается «высокий сезон».

Репортаж корреспондента ОТР Надежды Гусаровой.

Многие туристы, которые приезжают в город впервые, с трудом произносят его название. И здесь вас поправят, если вы скажете, что "приехали в Лахденпохью". Говорить надо: "Мы приехали в Лахденпохья".

По правилам русского языка, финские названия не склоняются. До 1944 года эти земли входили в состав Финляндии. От финнов остались церкви-кирхи, административные и жилые здания.

Александр Дмитриев, предприниматель: «Если строился дом, строили все вместе, дом. И строили его за месяц, за два, за три, вот за сезон поднимали целый дом. Но когда строил сосед, ты должен был точно также встать, точно также идти».

Александр Дмитриев раньше работал в турфирме. Продавал путевки на российские и иностранные курорты. Но несколько лет назад нашел инвесторов и обустроил на старых финских пашнях базу отдыха «Хутор салокюля» (в переводе - «глухая деревня»). Гостям здесь предлагают «экологически чистый отдых» - купание, рыбалку, катание на лодках, грибы-ягоды. И знакомство с деревенской жизнью.

У дома - колодец. Во дворе - телега. Куры, утки, козы. Александр рассказывает: с группой финских туристов сюда недавно приезжала дочка бывшего хозяина усадьбы - и даже прослезилась.

Александр Дмитриев, предприниматель: «Когда она увидела, на самом деле, у нее было достаточно много радости, потому что им очень приятно, что земля не стоит, что земля работает, что на земле трудятся люди».

В туризме в Лахденпохья сегодня занят каждый пятый житель. Александра Захарова - школьный учитель. Преподает технологию, а в свободное время - подрабатывает экскурсоводом в «Горе Филина».

Это самая знаменитая достопримечательность Лахденпохья. Секретный бункер финского командования во время Второй мировой войны, а потом - мастерские на территории советской воинской части. В начале нулевых часть расформировали, а всё имущество продали. Бункер долго пустовал, пока новый владелец не открыл в нем музей. Посетителей здесь иногда бывает более пятисот в день.

Александра Захарова, экскурсовод: «В скале оборудованы помещения, коммуникации продуманы. Здесь было тепло, светло, сухо. Здесь можно было разместить огромное количество людей, в случае необходимости. Здесь была интересная система отопления, которая наружу не выдавала дыма. То есть, нельзя было увидеть, что из скалы идет дым. А это, в общем-то, один из моментов маскировки».

К слову, о маскировке. Местные жители считают, что замаскировать надо бы ветхие здания в центре города, которые очень портят его туристический облик. Эти руины - бывший Дом культуры. Расположен на видовой площадке. Но ни у хозяина, ни у властей не доходят руки, чтобы отремонтировать его или снести.

Форелевое хозяйство Евгения Проворова существует всего два года. Производит около 400 тонн рыбы в год. Предприниматель говорит: развернуться ему помогли санкции. Норвежская форель исчезла с рынка, и россияне охотно стали покупать свою, карельскую. Проворов обеспечивает работой 40 человек.

Евгений Проворов, предприниматель: «Здесь непростые условия. Люди проживают на вахте, соответственно, неделю здесь, на воде, зачастую и погодные условия, и шторма, и дожди могут быть проливные. А рыба кушать хочет всегда. Поэтому независимо от погодных условий люди выходят и занимаются, соответственно, кормлением рыбы и обработкой оборудования садкового и так далее».

Теперь предприниматель задумал открыть цех по переработке рыбы. Выращенную форель будут сортировать, потрошить, перерабатывать и упаковывать. Площадка для будущего цеха выбрана. Откроется он уже в ноябре.

Евгений Проворов, предприниматель: «Наличие своего цеха позволит нам минимизировать сроки добычи рыбы, с момента вылова и до цеха будет происходить не более 40 минут. Да, рыба будет поступать в цех и, соответственно, время от вылова до прилавка занимает 24 часа».

Впрочем, турбазы и небольшие хозяйства не обеспечивают работой всех лахденпохцев. Пять лет назад правительство России включило Лахденпохья в список моногородов, склонных к ухудшению экономической ситуации.

Единственное крупное предприятие здесь - фанерный комбинат "Бумэкс", основанный еще финнами. В начале нулевых он обанкротился, но три года назад новый хозяин его вновь запустил. Сегодня предприятие выпускает древесный шпон. Но до сих пор не может найти постоянный рынок сбыта. Рабочих то и дело отправляют в коллективный отпуск…

Предприниматель Сергей Иваненко может и хотел бы закупать в родном городе сырье для своего производства. Но фанерный комбинат больше не выпускает фанеру и мебельные щиты. Поэтому все материалы приходится сегодня везти из Санкт-Петербурга.

Бывший шахтер с Донбасса, мебелью Сергей занимается в Лахденпохья уже четверть века. В редком доме здесь нет стенки или кухни от Иваненко. А не так давно предприниматель решил заняться творчеством. Стал делать резные барельефы с фантастическими сюжетами и резную мебель. Благо, местная карельская береза - материал подходящий.

Сергей Иваненко, предприниматель: «Когда я работаю с деревом, я включаю классическую музыку, и тогда идет полный контакт. Я дерево иной раз, ну, и своим друзьям говорю, и вам скажу: я вышлифовываю это дерево так, что это, кажется, тело женской руки. Это настолько мягкое, это - вот здесь оно».

А в прошлом году в Лахденпохья родилась новая традиция. Здесь состоялся первый международный фестиваль деревянной скульптуры. Конкурсные работы мастеров из разных регионов России, Белоруссии и Финляндии теперь украшают город.

А в начале июня состоится второй такой фестиваль, на котором ожидается большее число участников и более разнообразная программа соревнований.

Первые поселенцы в этих местах появились около двух тысяч лет назад - сначала саамы, затем карелы и финны. В XIV веке территория современной Лахденпохья была частью Новгородской республики, потом - с начала XVII века и до окончания Северной войны - эти земли переходили то к шведам, то к русским.

До 1918 года поселение называлось Якимварская станция; Лахденпохья ее назвали финны, когда получили поселок после Октябрьской революции. Статус города он получил в 1945 году, уже в составе СССР.