Ликино-Дулево: куда сто лет поставляют парадный дулевский фарфор и почему стиль его росписи зовется "агашки"

В цикле "Малые города" сегодня Ликино--Дулево Московской области. Около двух веков назад там начал работать фарфоровый завод. Чашки, чайники, маленькие скульптурные композиции - все это выпускается на предприятии и сегодня. А парадные сервизы поставляются в Кремль.  

Ликино - крохотная деревенька на 4 двора - впервые упоминается в церковных переписных книгах Владимирского уезда в 1637 году. В те времена в каждой избе висели иконы с ликами святых - отсюда и название. Неподалеку от Ликино была пустошь, а рядом лес, за ним присматривал лесник - Иван Дулев. С тех пор местечко и прозвали - Дулево.

Возможно, и деревенька, и пустошь канули бы в лету, если бы не разбогатевший крестьянин Гжельской волости Терентий Кузнецов. Он присмотрел пустошь и в 1832 году построил на ней фарфоровый завод. Дулевский фарфоровый - до сих пор - и международный бренд, и кормилец всего города.

Опытная формовщица может отличить "свой" чайник от чайника сменщицы буквально на ощупь.

Раиса Мурина, формовщик Дулевского фарфорового завода: "Ну, как-то берешь - сразу отличишь свой чайничек, красивый…".

"Рубин", "Янтарь", "Гранат" - названия сегодняшних коллекций дулевского фарфора. Дневная норма - 100 чайников на одну мастерицу.

Раиса Мурина, формовщик Дулевского фарфорового завода: "Берется носик, окунается в "жижиль" - это жидкая глина. Приставляем, обираем все лишнее, чтобы дырочек не было, чтобы все гладенько было, чистенько...".

Внук основателя завода - Михаил Кузнецов - был сторонником механизации. Увидел во Франции автоматы для формовки чашек и тарелок - тут же купил. Узнал о новомодном методе "декалькомании" - это переводные картинки для фарфора - и наладил производство "деколи" у себя.

В начале 20 века завод получил звание поставщика Двора Его Императорского Величества. Парадный дулевский фарфор поставляется в Кремль до сих пор. А вот у купцов популярностью пользовались яркие расписные чашки и чайники в народном стиле. Пышные красавицы-купчихи на картинах Кустодиева держат в руках чашки именно дулевского завода.

Лариса Киреева, живописец Дулевского фарфорового завода: "Это старинный, видите - такая чашка, вся битая! Такой старый образец, но пользуется спросом, поэтому мы его "работаем".

Раньше фарфор на фабрике расписывали простые крестьянки. Большинство из них звали Агафьями, отсюда и название дулевского стиля - "агашки". Фарфор и сегодня расписывают яркими букетами, как говорят сами мастерицы: "полнокровными мазками с оттяжкой". Мастерицы тщательно следят за красками: жидкая не дает хорошего мазка, густая - расплывается. Цвет может поменяться при обжиге.

Лариса Киреева, живописец Дулевского фарфорового завода: "Вот эта - золотосодержащая. В ней содержится какой-то процент золота, поэтому она меняет свой цвет при обжиге. Когда ты рисуешь, накладываешь, сначала у нее цвет темный, потом, после обжига – розовый".

В 50-е годы прошлого века непременным атрибутом многих квартир был комод с кружевными салфеточками а на нем - фигурки, изображавшие узбечек с пиалами ароматного чая и пионеров со скворечниками. Дулевский завод выпускал серии статуэток к разным событиям: к Фестивалю молодежи и студентов 1957 года, крупным театральным премьерам, конгрессам Коминтерна или съездам коммунистической партии, или к дню рождения пионерской организации.

Валентина Ширина, главный художник Дулевского фарфорового завода: "У нас и затопления были в той мастерской, где хранились формы. Не все сохранилось".

Сейчас завод привлекает к работе талантливых скульпторов со всей России. Самый эмоциональный момент для любого скульптора - отдать свое творение художникам завода

Валентина Ширина, главный художник Дулевского фарфорового завода: "Скульптор задумывает какую-то свою работу, он привозит ее сюда на завод или в пластилине, или в глине. Потом наши мастера ее разрезают на мелкие части, снимается форма с нее, и потом уже делается форма гипсовая".

Раньше краски для дулевского фарфора выпускали на самом предприятии. Но 80 лет назад лаборатория керамических красителей превратилась в самостоятельное предприятие - Дулевский красочный завод. Весь "красочный" процесс компьютеризирован. Компоненты размалываются и перемешиваются в специальной мельнице.

Александр Кобель, машинист струйной мельницы: "С помощью воздуха частички разбиваются, разгоняются и разбиваются друг о друга. Дальше специальным оборудованием они классифицируются".

В печи плавят эмаль, потом разливают по формам. Такие плитки ювелиры используют при изготовлении орденов, медалей, значков.

Игорь Воронцов, змалевар 5 разряда: "Горшок - 8 плиток. Выходит, около 2 килограмм. Рука набита - на глаз разливаем".

Ликино-Дулево превратился из рабочего поселка в фабричный городок почти 80 лет тому назад - в 1937 году. С тех пор эпохи здесь словно смешались. Зеленеющие среди снега двухэтажные послевоенные бараки и стандартные панельные девятиэтажки эпохи развитого социализма.

Почти советские афиши, объявляющие о торжественном вечере по подведению итогов года, о наборе в студию творчества с интригующим названием "Я сама" для ликинок всех возрастов, об уроках французского - для маленьких дулевцев и магазин супермодной молодежной одежды "Ништяк". Занесенный снегом бронзовый Ленин и бомжи, везущие ящики из-под марокканских мандаринов на польской коляске - глобализация. Вот только дулевский фарфор неизменен. 

Но, как говорится, не фарфором единым. В Ликино-Дулево в конце пятидесятых с конвейера завода ЛиАЗ сошел первый городской автобус. "Желтые буханки", как их называли в народе, ходили по всему Союзу. Сегодня бело-зеленые обновленные модели из Ликино--Дулево -- визитная карточка столичного городского транспорта.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски