Ликино-Дулево: куда сто лет поставляют парадный дулевский фарфор и почему стиль его росписи зовется "агашки"
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/likino-dulevo-kuda-13611.html
В цикле "Малые города" сегодня Ликино--Дулево Московской области. Около двух веков назад там начал работать фарфоровый завод. Чашки, чайники, маленькие скульптурные композиции - все это выпускается на предприятии и сегодня. А парадные сервизы поставляются в Кремль.
Ликино - крохотная
деревенька на 4 двора - впервые упоминается в церковных переписных книгах
Владимирского уезда в 1637 году. В те времена в каждой избе висели иконы с
ликами святых - отсюда и название. Неподалеку от Ликино была пустошь, а рядом
лес, за ним присматривал лесник - Иван Дулев. С тех пор местечко и прозвали -
Дулево.
Возможно, и деревенька, и
пустошь канули бы в лету, если бы не разбогатевший крестьянин Гжельской волости
Терентий Кузнецов. Он присмотрел пустошь и в 1832 году построил на ней
фарфоровый завод. Дулевский фарфоровый - до сих пор - и международный бренд, и
кормилец всего города.
Опытная формовщица может
отличить "свой" чайник от чайника сменщицы буквально на ощупь.
Раиса Мурина, формовщик Дулевского
фарфорового завода: "Ну, как-то берешь - сразу отличишь свой чайничек,
красивый…".
"Рубин", "Янтарь",
"Гранат" - названия сегодняшних коллекций дулевского фарфора. Дневная
норма - 100 чайников на одну мастерицу.
Раиса Мурина, формовщик
Дулевского фарфорового завода: "Берется носик, окунается в
"жижиль" - это жидкая глина. Приставляем, обираем все лишнее, чтобы
дырочек не было, чтобы все гладенько было, чистенько...".
Внук основателя завода -
Михаил Кузнецов - был сторонником механизации. Увидел во Франции автоматы для
формовки чашек и тарелок - тут же купил. Узнал о новомодном методе
"декалькомании" - это переводные картинки для фарфора - и наладил
производство "деколи" у себя.
В начале 20 века завод
получил звание поставщика Двора Его Императорского Величества. Парадный
дулевский фарфор поставляется в Кремль до сих пор. А вот у купцов популярностью
пользовались яркие расписные чашки и чайники в народном стиле. Пышные
красавицы-купчихи на картинах Кустодиева держат в руках чашки именно дулевского
завода.
Лариса Киреева, живописец
Дулевского фарфорового завода: "Это старинный, видите - такая чашка, вся
битая! Такой старый образец, но пользуется спросом, поэтому мы его
"работаем".
Раньше фарфор на фабрике
расписывали простые крестьянки. Большинство из них звали Агафьями, отсюда и
название дулевского стиля - "агашки". Фарфор и сегодня расписывают
яркими букетами, как говорят сами мастерицы: "полнокровными мазками с оттяжкой".
Мастерицы тщательно следят за красками: жидкая не дает хорошего мазка, густая -
расплывается. Цвет может поменяться при обжиге.
Лариса Киреева, живописец
Дулевского фарфорового завода: "Вот эта - золотосодержащая. В ней
содержится какой-то процент золота, поэтому она меняет свой цвет при обжиге. Когда
ты рисуешь, накладываешь, сначала у нее цвет темный, потом, после обжига –
розовый".
В 50-е годы прошлого века
непременным атрибутом многих квартир был комод с кружевными салфеточками а на
нем - фигурки, изображавшие узбечек с пиалами ароматного чая и пионеров со
скворечниками. Дулевский завод выпускал серии статуэток к разным событиям: к Фестивалю
молодежи и студентов 1957 года, крупным театральным премьерам, конгрессам
Коминтерна или съездам коммунистической партии, или к дню рождения пионерской
организации.
Валентина Ширина, главный
художник Дулевского фарфорового завода: "У нас и затопления были в той
мастерской, где хранились формы. Не все сохранилось".
Сейчас завод привлекает к
работе талантливых скульпторов со всей России. Самый эмоциональный момент для
любого скульптора - отдать свое творение художникам завода
Валентина Ширина, главный
художник Дулевского фарфорового завода: "Скульптор задумывает какую-то
свою работу, он привозит ее сюда на завод или в пластилине, или в глине. Потом
наши мастера ее разрезают на мелкие части, снимается форма с нее, и потом уже
делается форма гипсовая".
Раньше краски для
дулевского фарфора выпускали на самом предприятии. Но 80 лет назад лаборатория
керамических красителей превратилась в самостоятельное предприятие - Дулевский
красочный завод. Весь "красочный" процесс компьютеризирован.
Компоненты размалываются и перемешиваются в специальной мельнице.
Александр Кобель, машинист
струйной мельницы: "С помощью воздуха частички разбиваются, разгоняются и
разбиваются друг о друга. Дальше специальным оборудованием они классифицируются".
В печи плавят эмаль, потом
разливают по формам. Такие плитки ювелиры используют при изготовлении орденов,
медалей, значков.
Игорь Воронцов, змалевар 5
разряда: "Горшок - 8 плиток. Выходит, около 2 килограмм. Рука набита - на
глаз разливаем".
Ликино-Дулево превратился
из рабочего поселка в фабричный городок почти 80 лет тому назад - в 1937 году.
С тех пор эпохи здесь словно смешались. Зеленеющие среди снега двухэтажные
послевоенные бараки и стандартные панельные девятиэтажки эпохи развитого
социализма.
Почти советские афиши,
объявляющие о торжественном вечере по подведению итогов года, о наборе в студию
творчества с интригующим названием "Я сама" для ликинок всех
возрастов, об уроках французского - для маленьких дулевцев и магазин
супермодной молодежной одежды "Ништяк". Занесенный снегом бронзовый
Ленин и бомжи, везущие ящики из-под марокканских мандаринов на польской
коляске - глобализация. Вот только дулевский фарфор неизменен.
Но, как говорится, не фарфором единым. В Ликино-Дулево в конце пятидесятых с конвейера завода ЛиАЗ сошел первый городской автобус. "Желтые буханки", как их называли в народе, ходили по всему Союзу. Сегодня бело-зеленые обновленные модели из Ликино--Дулево -- визитная карточка столичного городского транспорта.
Ликино-Дулево: куда сто лет поставляют парадный дулевский фарфор и почему стиль его росписи зовется "агашки"