Климов Завод: трагедия генерала Ефремова, фольклор и газонокосилка из стиральной машины
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/limov-zavod-tragediya-16851.html В цикле "Малые города России" — Климов Завод Калужской области. Это старинное, основанное во второй половине девятнадцатого века, село. В годы войны, в ходе битвы за Москву, здесь произошла одна из трагических историй, подробности которой долгое время были неизвестны: здесь погиб командующий тридцать третьей армией генерал Ефремов.
Климов Завод — село в одну улицу, от которой паутиной разбегаются проулки-тупики. Расположено оно в Юхновском районе Калужской области, а в этих краях, как бы ни был мал населенный пункт, в нем непременно есть внушительных размеров монумент в честь героев войны. Здесь, как писал в своем стихотворении поэт-фронтовик Борис Слуцкий, "гнули линию обороны" в ходе битвы за Москву.
Лапы елей в лесу у села повязаны георгиевскими лентами — эти символы Победы, словно охотничьи зарубки на память, встречаются на пути к месту, где в годы войны произошла история, достойная отражения в романе-эпопее уровня "Живых и мертвых" Симонова. Здесь застрелился, не сумев выйти из окружения, тяжело раненный командующий тридцать третьей армией генерал Ефремов.
В сорок втором году генерал и его армия выбили немцев из Боровска, Наро-Фоминска, но, преследуя противника, попали в окружение. "За Ефремовым был послан самолет, чтобы он улетел в Ставку, но генерал Ефремов отказался от этого… С этим самолетом он отправил тяжело раненых и знамена частей", — рассказывает жительница Климова Завода Любовь Голубева.
В небольшом музее села Климов Завод хранятся личные вещи командарма, переданные его родственниками, выставлен снимок генерала Ефремова в полный рост. Человек с такой выправкой и прямым взглядом, видимо, не так боялся погибнуть, как оказаться в плену, уронив офицерскую честь, поэтому и предпочел смерть. К тому же по двести семидесятому приказу Ставки в те годы слово "военнопленный" стало синонимом слова "предатель" и "дезертир". Немцы, обнаружившие тело командарма, похоронили его в соседнем селе Слободка с почестями в знак уважения к мужеству.
Военная история этих мест прописана не только в архивных документах и воспоминаниях, но и в оригинальных песнях, которые исполняет Нина Никифоровна Вшивцева.
"Жгли фашисты яблони и груши, всю деревню грабили подряд", — старушка уже и не помнит, как и где подхватила этот народный вариант "Катюши". Песни и частушки вошли в ее жизнь незаметно, сами собой, своими емкими, грубоватыми рифмовками формируя ироничное отношение и к себе, и к трудностям жизни.
Нина Никифоровна с Кузьмой Афанасьевичем перебирают плоды шиповника. Они его заваривают, настаивают сутки, и пьют вместо чая и кофе. Посмеиваются, что с отваром из шиповника через четыре года отпразднуют и свою бриллиантовую свадьбу, когда будет шестьдесят лет с тех пор, как они вместе.
Кузьма Афанасьевич — Да Винчи этих мест, неутомимый изобретатель различных устройств и приспособлений: от грузового подъемника до аэросаней. За свою жизнь он получил кипу авторских свидетельств. Последнее творение — газонокосилка. На двухколесную раму он подвесил двигатель от стиральной машины и приладил лезвия серпов.
В Климовом Заводе нет никаких предприятий, но есть знаменитый по всей округе народный хор "Любава" со своим хитом "Вдоль по улице". "Любава" недавно вернулась из Смоленска, с конкурса хоров, где в жюри очень удивлялись, как климовчанки умудряются так ладно, на два-три голоса, петь, не имея никакого музыкального образования. Хотя, как не имеют, ведь эти песни они выучили, что называется, с голоса своих бабушек, что тоже, в общем, образование. Поют исключительно местные климовские песни — фольклор этих мест, со сложными, как узоры на платках, мотивами, являясь подлинным исконным голосом Климова Завода.
Климов Завод: трагедия генерала Ефремова, фольклор и газонокосилка из стиральной машины