В цикле Малые города мы увидим сегодня один из самых благоустроенных населенных пунктов страны - Ливны Орловской области. Дважды город становился призером всероссийского конкурса. Но известен он, прежде всего, как родина знаменитой ливенской гармони. Cлаву Ливнам принесли плешковские гончары - простые крестьяне из села Плешково, на ливенской окраине. Именно здесь обнаружили богатые залежи редчайшей огнеупорной глины. Чтобы прокормить себя, плешковцы мастерили посуду, кровельную черепицу и печные изразцы. Ливенская глина даже выглядела по-особому. Олег Якубсон, гончар: "Для нее характерны блестки. Местные говорили, что это слюда. На самом деле, это не слюда, а минерал меллит. Очень редкий" Олег Якубсон - краевед и потомственный гончар, единственный в городе хранитель старинного ремесла. Последняя гончарная артель закрылась еще в середине прошлого века. Месторождение глины почти иссякло, да и спрос на изделия из нее упал окончательно. Не забыта только знаменитая плешковская игрушка. Вот они. Куколки, птички и зверушки, на вид неказистые. Зато сразу видно - ручная работа. "Без гончарного круга. Руками. Между прочим, ручные поделки, ручная работа, она ценится выше, чем...Гончарный круг? Да, гончарный круг", - говорит он. Свою мастерскую Олег давно перевез из квартиры на дачу, за город. Он и на круге, и без него вылепит что угодно. Хотя бы серию бюстов своих знаменитых земляков. "Поликарпова вы знаете. Авиаконструктор знаменитый. Рем Хохлов. Это любимейший ректор МГУ. Затем здесь, Рошаль. Это врач знаменитый, врач", - рассказывает Якубсон. В этом ряду ливенских знаменитостей не хватает только Федора Адамова - главы старинной купеческой династии Ливен. Построенная им в 19 веке мельница на гидротурбинах была революционным для своего времени изобретением и стоила своему создателю целое состояние - 5 миллионов рублей. По легенде, купец Адамов повесился после того, как на первом запуске мельницы застопорились турбины. Заброшенное здание мукомольни до сих пор стоит в Ливнах, на берегу реки Сосны. А технологии мучного помола по-адамовски возродил предприниматель Иван Хорошилов. "Для этого была заказана эта мельница на одном из оборонных предприятий нашей страны, на Урале. И нам сделали эти специальные гранитные жернова. Натуральный уральский гранит", - рассказывает он. Иван и его компаньон сами составляли хлебные рецепты, экспериментируя со вкусами. Мешали с мукой десятки ингредиентов - от картофельных хлопьев до манки. В пекарню вложены все сбережения Ивана, его душа и фантазия. "Просыпаешься утром, хочется творить. Ниоткуда. Я ни разу по образованию, ни мой друг, ни я, не технологи, не пищевики. Я - инженер, он - налоговик. И мы, в принципе, вдвоем все это изобретали, придумывали", - поясняет предприниматель. Это - наследие эпохи советской. Ливенский сыродельный завод, основан в 1952 году. В прошлом веке здесь выпускали по две тысячи тонн ГОСТовского сыра в год. В веке нынешнем - всего пятьсот. Сварить сыр - не проблема, проблема его продать. Сетевые магазины неохотно сотрудничают с ливенскими сыроделами. Владимир Ходунов, директор Ливенского сыродельного завода: "На их условиях, на их требованиях, которые они выставляют, очень трудно работать". Здесь делают ставку на простые и доступные виды сыров, известные покупателям еще со времен СССР. При этом ливенцы легко могли бы выпускать дорогие, элитные рокфор и дор-блю. Пробовали. Невыгодно. "Если мы коснемся к этому сыру, при нашей покупательской способности, к сыру с плесенью, ну все - завод практически остановится. Потому что будем выпускать тонну-две", - говорит директор. Да и Ливны не сыром, а гармонью дивны. Двести лет здесь делают самый народный инструмент Орловщины - ливенскую гармонь. Вот в этой небольшой мастерской ливенки собирают шестеро мастеров. Вручную. Один отвечает за корпус, другой - за алюминиевые клапаны-басы, третий - за меховую камеру. Меха у ливенки - особый шик. Длиннее, чем у любой гармошки в мире. Олеся Дмитриева, сборщик меховой камеры ливенской гармони: "Только в ливенской гармошке есть 38 барит. От 38 и выше. Вот это вот. В остальных гармошках такого количества нет". Но еще и тем, что компактна. С ней можно и на завалинке посидеть, и по городским улицам пройтись играючи. Даже сплясать, подыгрывая себе при этом. Ливенские гармонисты-виртуозы еще и не такое способны. Игорь Занин родился и вырос в семье потомственных мастеров гармони. Ливенки собирали еще прадед и дед Игоря, а у отца даже был свой ансамбль - "Ливенские гармошки". В нем Игорь выступал с четырех лет. Игорь Занин, мастер по изготовлению ливенской гармони: "Кремлевский дворец съездов. Четыре года. Там я был уже трижды". Последние 15 лет Игорь делает и настраивает басы-резонаторы - голоса гармони. Инструменты в этом деле ему не нужны, хватает и слуха. А еще он тестирует готовые гармони. Ливенки, полу-ливенки и сувенирные "малышки". Хорошая ливенская гармонь стоит сегодня от 15-20 тысяч рублей. А наследием предков в Ливнах привыкли дорожить. Ведь его всегда можно поставить на новые рельсы. Или заставить зазвучать на современный лад. За сто лет ливенская гармонь, о которой в своих стихах писал Сергей Есенин, не потеряла своей ценности. Так в 1914 году, например, она стоила 22 рубля, а корову, для сравнения, тогда можно было купить за 24. Сегодня, как мы узнали из репортажа, инструмент обойдется в районе 20 тысяч. Примерно за такую же сумму можно приобрести и корову в некоторых регионах страны.