Макарьев: кто здесь говорит на жгонском языке и зачем городские власти селили людей в кельях
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/makarev-kto-zdes-13673.html В цикле "Малые города России" мы сегодня отправимся в Макарьев Костромской области. Несколько веков город поставлял государству отборный строевой лес. Там же катали валенки, одни из лучших в России. А занимались этим мастера, которые говорили на особом, только им понятном языке.
Окрестности Макарьева -
сплошь овраги и густые, труднопроходимые леса. Первым поселенцем этих мест 500 лет
назад стал нижегородский монах-отшельник Макарий. Основал мужской монастырь,
вокруг которого потом вырос город. Старца, по легенде, исцелявшего людей,
макарьевцы и по сей день считают своим покровителем.
Екатерина Тетерева,
учитель православной культуры: "Кто хозяин города? Не мэр - хозяин города.
А кто хозяин города? Макарий Преподобный! Так что со всеми вашими заботами и
проблемами не только в мэрию, не только к главе, а вот сюда!".
Макарьевцы верят, что без
монастыря не будет и города. Екатерина Тетерева больше тридцати лет работает в
школе, через дорогу от монастыря. И хорошо помнит, как в годы перестройки Макарьево-Унженскую
обитель едва не разобрали по кирпичику.
Екатерина Тетерева,
учитель православной культуры: "Крепостной стены не было, она была
разобрана. И все было открыто. Школьникам был доступ, в кельях жили люди
обычные. У меня подруга там жила, в кельях. Городское начальство раздавало эти
кельи под жилье".
После реставрации в 1993 году
мужской монастырь был переделан в женский. Сейчас здесь живут лишь несколько
престарелых монахинь. За последние сто лет поредело и население бывшего
Макарьевского уезда. Со 185 тысяч человек до нынешних 14 тысяч.
Ольга Старова, краевед:
"Если сейчас на каждого человека разделить землю Макарьевского района, то
на каждого получается по 2,5 километра. То есть, если москвичей испортил
квартирный вопрос, то у нас можно строиться вширь и вдаль, и вглубь".
Большинство макарьевских
зданий - памятники архитектуры 19 века. Градоначальство и присутствие,
купеческие дома и лавки, сохранившие свой первозданный вид. Строительные работы
идут в Церкви Тихвинской Иконы Божьей Матери - ее восстанавливают силами
горожан.
Но сами макарьевцы
говорят, что их главное богатство - лес. Поэтому здесь много лесозаготовителей
и сплавщиков, лесников и охотников. И самая популярная одежда у макарьевцев
круглый год - камуфляжные куртки и комбинезоны.
Владислав Дворников,
пенсионер: "Она удобная, теплая. И в лес ходить можно".
А еще местного жителя
можно узнать по характерному говору. Здесь, как и во всей Костромской области,
многие окают. Но на своем, Макарьевском диалекте. Который отличается от
Костромского.
Галина Дворникова,
пенсионер: "Самая лучшая клюква - в Макарьевском районе. Брусника тоже
самая душистая - в Макарьевском районе. Ну, насчет белых грибов не знаем, но
хорошие грибы".
А еще Макарьев - родина "жгонов".
Так когда-то прозвали себя местные пимокаты - мастера по катанию валенок. Летом
они, как и все макарьевцы, работали на лесозаготовках, а зимой подавались на
заработки в города Урала и Сибири, где есть спрос на валенки. Катание пим вдали
от дома макарьевцы называли "походом на жгонку".
Евгений Шабаров, пимокат:
"Вот, шкуркой я немножко почищу сверху. Чуть-чуть!".
Сейчас Евгений Шабаров
работает на дому, в своей мастерской. Годы уже не те, чтобы колесить по России.
А до этого ездил на жгонку в Сибирь, на Урал, объехал весь Север России. Его
жгонский стаж - больше 50 лет.
Теперь Евгений делает
валенки только на заказ. Его пимы носят и в Москве, и Париже. Жгонка для
Евгения - не только ремесло, но и образ жизни, философия и даже особый язык -
жгонский.
Евгений Шабаров, пимокат:
"Дрова "торные". "Тор" - дрова. Закладываем – "заёсываем".
Жгонский язык придумали
макарьевские пимокаты, чтобы скрыть от чужаков тайны ремесла и артели. А также
и для того, чтобы объегоривать заказчика у него же на глазах.
Евгений Шабаров, пимокат:
"Выбусем упечского" - попьем чайку. "Выбусем ракешского" –
водочки выпьем".
В наши дни Евгению даже
поговорить на жгонском не с кем. Он - последний в Макарьеве представитель этой
профессии.
Евгений Шабаров, пимокат:
"Так все вымерли. А сейчас молодежь не хочет катать. Потому что это дело
затяжное, тяжелое".
Соседу Евгения Вячеславу
тоже не по душе популярные в Макарьеве профессии. Плетение мебели из лозы -
искусство, которым он занимается 14 лет.
Вячеслав Каземов, мастер
лозоплетения: "Ну, а чем заниматься?! На пилораму идти? Тем более, как
говорится, материал под руками. Было бы желание!".
Проблему с материалом
Вячеслав решил не сразу. Оказалось, что в Макарьеве леса много, а лозы - мало.
Вячеслав Каземов, мастер
лозоплетения: "Сначала искали, где придется. А теперь у меня свои
плантации. Я вырубаю каждый год, а он - молодняк! Теперь у меня свои места".
За три недели он сплетает
обстановку для целой комнаты - комплект мебели от шкафа до кресла-качалки. А на
самое ходовое в Макарьеве изделие - плетеные корзинки - уходит пара часов.
Вячеслав Каземов, мастер
лозоплетения: "Ну, вот я сделал... Сегодня начал в десятом, а сейчас, в
первом, осталось ручку ей сделать!".
В Макарьеве нет и никогда
не было промышленного производства. Может, поэтому за чистым воздухом и
красивыми пейзажами сюда начинают приезжать жители больших городов. Правда,
пока - только на лето. Зимой дачников уже не встретишь на улицах Макарьева.
Существует словарь того самого жгонского языка, на котором разговаривали пимокаты. Выпустил его костромской учитель Александр Громов, в начале двухтысячных. Материал для книги он собирал и в Макарьевском районе. А впервые об особом искусственном языке у ремесленников того региона написал еще Владимир Даль в 19 веке.
Макарьев: кто здесь говорит на жгонском языке и зачем городские власти селили людей в кельях