Малаховка: парк, в котором дебютировала Раневская, еврейская община и место знакомства Маяковского с Лилей Брик

В цикле "Малые города России" мы отправимся в Малаховку Московской области. Там дебютировала Фаина Раневская, Маяковский познакомился с Лилией Брик, а фигуристы Илья Авербух и Александр Жулин готовились к спортивным победам.

Поезда, спешащие в сторону Рязани, в конце XIX века привезли в Малаховку первых дачников из Москвы. Сегодня возят на работу в столицу коренных жителей поселка - то есть, помогают заработать копейку и улучшить существование. Но и затрудняют его в то же время.

Свою машину мы оставили на северной стороне и пешком исследовали южную: на машине пришлось бы делать большой крюк. Но навигатор показывает: до следующей точки два километра, так что ищем такси.

Местные люди на такси ездят и в булочную, и по делам: чтобы добраться на своей машине из одной части Малаховки в другую, приходится наматывать лишние круги.

"Проехать через Томилино, сделать здоровый круг, наверное, в десять километров. Или проехать через Удельную, где всегда пробки и стоит переход", - рассказывает о трудностях навигации Николай Мартынов, таксист.

Николай пробовал было работать по профессии - столяром, но заработок не устроил. Уже месяц подрабатывает частным извозом, пока - по нулям. При средней таксе "по городу" в сто рублей новичку трудно выполнить план - 1500 в сутки и сверху заработать на бензин и себе в карман. Но пока Николай держится за баранку, говорит, в поселке с работой все равно туго. Рассказ о жизни вдруг прерывается новостью.

"На улице справа, на Лермонтова, только недавно сделали нам асфальтированную дорогу. До этого были ямы одни", - говорит Николай.

На этом повороте наш водитель явно оживился. А пока снимали столетний храм, скучал. И когда проезжали парк, в котором без малого век стоял Летний театр - тоже. Было видно, что вся эта история волнует его куда меньше, чем новая дорога. Не одного его: ведь деревянная сцена сгорела в конце 90-х, но денег на восстановление памятника до сих пор не нашли. О том, что в Летнем театре дебютировала Фаина Раневская и пел Александр Вертинский, оживленно рассказывают только в одном месте - в музее. В его интерьерах жива еще Малаховка тех лет, когда на дачу приезжали не жарить шашлыки или сажать картошку - здесь устраивали забеги на роликах и литературные вечера.

"В конце мая начинался сезон, сезон театральный, сезон дачный. Как видите, на этих афишах Малаховского театра буквально не хватает места для всех дачных развлечений. Танцы до двух часов ночи, кабаре между танцами", - рассказывают в музее.

О другой Малаховке - еврейской - рассказывают в местном общинном центре. Его открыли в поселке шесть лет назад взамен сгоревшей синагоги, существовавшей с 1932 года. Евреи начали селиться в Малаховке в конце XIX века. В начале 20-х сюда поехали переселенцы из Белоруссии и Украины.

"Так как здесь был вещевой рынок, так как здесь была детская колония, в которой преподавали только на идише, то сюда стали съезжаться потихонечку евреи. Стали открывать свои аптеки, свои магазинчики", - рассказывает Любовь Байчурина, руководитель музея "Еврейская Малаховка".

Каждую пятницу на местной кухне с утра варят, режут, месят, пекут: готовятся отмечать субботу, шаббат.

"Все начинается с того, что мужчина, глава семьи, читает кидуш, специальную молитву, - благословение на вино или виноградный сок. Потом совершают ритуальное омовение и после этого вкушают хлеб", - говорит Шнеур Залман Косенко, директор Малаховского еврейского общинного центра.

Времена, когда шаббат отмечали под охраной, помнят основатели музея "Еврейская Малаховка" - почетный председатель общины Михаил Глимчер и его жена Раиса. В 1959 году в стране вновь вспыхнули антисемитские настроения. В Малаховке разбрасывали листовки с призывом выступать против евреев. Начались пожары.

"Стоял домик на кладбище, там работали муж и жена. Домик подожгли. Она мужа вытолкнула, сама тоже вышла, но вспомнила, что там казенные деньги лежат. Она за ними ринулась и сгорела", - рассказывает Раиса Глимчер, житель Малаховки.

Еврейская Малаховка почти вся разъехалась: одни эмигрировали в Америку, другие - в Израиль. Сегодня о поселке многие знают благодаря спортивным победам. Фигуристы Илья Авербух и Александр Жулин, хоккеист Александр Радулов - все они выпускники Московской государственной академии физической культуры, расположенной в Малаховке.

Пока Ксюша раз за разом оттачивает винт и фляки, тренер перекрикивает музыку - больше улыбаться, выше прыгать. Полуторагодовалая дочка сидит на руках спокойно: видно, что общий галдеж вокруг ее нисколько не пугает.

"Через неделю после родов я уже тренировала, а она лежала вон там на коврике", - говорит Оксана Андреева, тренер-преподаватель спортивной гимнастики.

В этом зале выросло не одно поколение чемпионов и их семей. Каждый день новички гуськом измеряют зал - это и есть первые шаги к победе. Самые упорные дойдут.

"Я просыпаюсь в 6:30 и с семи у нас тренировка до школы, потом в восемь я иду в школу, учусь, а в три часа опять на тренировку. И до восьми вечера", - рассказывает Ольга Астафьева, спортсмен.

Новая Малаховка смотрит на старую разрисованными заборами. В начале 20-х футуристы требовали бросить с парохода современности Пушкина, Толстого, Достоевского. Сейчас новые художники под покровом ночи расписывают стены - с тем же посланием. Только для них все эти дачи, в которых один из футуристов, Маяковский, познакомился с Лилей Брик, - что чугунный утюг или веретено. Мол, теперь жизнь на нашей стороне - и это новое лицо поселка.

Рязанское железнодорожное направление, на котором и находится этот малый город, - левостороннее. Эту ветку в середине XIX века проложили англичане. Дорогу позже хотели переделать на стандартную правостороннюю, но от идеи отказались. Поэтому сегодня многие гости Малаховки путают платформы и удивляются, почему поезд подъехал не с той стороны. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски