Наша карта путешествий по малым городам России сегодня пополняется новой отметкой. Мы останавливаемся в Малой Вишере Новгородской области. О городе сыроделов, стеклодувов и железнодорожников - в репортаже Владислава Двоеглазова. Ремонт вокзала Малой Вишеры позволил его реставраторам сделать неожиданное открытие: под зданием они обнаружили старинные подземные ходы. Строительным мусором их завалили в еще конце сороковых, после Великой Отечественной, когда последний раз реконструировали это здание. Ольга Маркова, мастер участка станции Малая Вишера: "Вот здесь непосредственно был один из выходов - подземный". Подземный выход ведет сюда из покоев императора. Сделали его ради безопасности государя - на случай теракта, покушения или другой непредвиденной ситуации. Ольга Маркова, мастер участка станции Малая Вишера: "Со стороны Москвы в здании располагались царские комнаты, где непосредственно отдыхал царь, и оттуда шел подземный ход, который ему позволял выйти не по наружной, а подземной части". В середине 19 века таких вокзалов на пути из Петербурга в Москву было три: этот - в Малой Вишере, а еще в Твери и на станции Бологое. Здесь меняли паровозы, пополняли запасы угля и воды. Но больше, чем старинным вокзалом, Малая Вишера сегодня известна своими послевоенными бараками. Они - основная часть жилого фонда города. И в последние годы они горят. И горят часто. "Мы живем тут, как на пороховой бочке", – говорят местные жители. Кто-то говорит о поджогах, кто-то винит во всем старую электропроводку и прохудившиеся печи. Александра Яневич более тридцати лет живет в этом бараке. Последний пожар в доме рядом тушила несколько дней назад и с тех пор по ночам патрулирует с соседями дворы и улицы Малой Вишеры. Александра Яневич, житель Малой Вишеры: "Я уснула и часов около 4-5 соседка - горим, горим! Внутри вон обгорела стенка". В городе более 50 таких многоквартирных деревянных домов. Живут здесь маловишеровцы без воды, канализации, с печным отоплением и в постоянном страхе. Квартиры в таких бараках не стоят практически ничего, а заработать на новое жилье в городе шансов мало. По улице 3-го Коммунистического Добровольческого отряда - и сейчас стоит стекольный завод - бывшее градообразующее предприятие. Во времена СССР три тысячи человек делали здесь огромные лампы для метро, стекло для светофоров, кинескопы и ширпотреб: посуду и вазы. Теперь в штате завода сотрудников в 30 раз меньше. А работают - только когда есть заказы. Последний выполнен несколько дней назад. Иван Степанов, директор завода: "Вот это - колба для бетатрона. Это мощнейшие приборы, рентгеновские трубки для просвечивания автомобилей, для поиска оружия, наркотиков. Вот это - бетатрон, где по кругу разгоняют электроны". Заказы от "оборонки" и научных институтов позволяют надеяться на возрождение производства. В посуде же и вазах директор перспектив не видит - в ближайшее время в ширпотребе китайцев все равно не обойти: старые технологии и цена на газ не позволят это сделать. Иван Степанов, директор завода: "В течение 20 лет ежегодно повышалась. От 100 раз. А сейчас ежегодно на 7-10%. Сегодня в себестоимости продукции цена газа составляет больше 50%. Поэтому наша продукция народного потребления неконкурентоспособная с Китаем". Другому заброшенному в 90-е производству Малой Вишеры помог возродиться рассольный сыр. Шесть лет назад на бывшем молочном заводе стали делать моцареллу и рикотту. Учить местных сыроделов приезжали специалисты из Италии. На это ушло два года. Теперь сыры из Малой Вишеры отправляют и в Великий Новгород, и в Тверь, и в Петербург. Александра Иванова, технолог: "Молоко надо любить, молоко надо чувствовать. И многое даже зависит от настроения, с каким ты его вырабатываешь. Это живой продукт, с которым нужно разговаривать". Теорию технолога о живом молоке поддерживает и главный механик. Это он с первого дня перезапуска завода монтировал и доводил до ума все оборудование. А на досуге в гаражах на окраине города Виктор Вересов из старых советских машин собирает свой, вересовский, модельный ряд. Кабина - от жигулевской "копейки", а двигатель и ходовая - от "УАЗика". Перевозит этот вездеход до девяти человек. Виктор Вересов, житель Малой Вишеры: "У меня большое удивление и радость, что ходит по болоту, плавает. Ездим за грибами, за ягодами, на рыбалку. В непроходимые места". Но на городские дороги Виктор Северьянович на транспорте собственного производства не выезжает. Виктор Вересов, житель Малой Вишеры: "Нелегальная техника. Но чтобы ее зарегистрировать, надо делать капитальные тормоза и иметь технический паспорт". Днем в Малой Вишере тихо и спокойно. Многие его жители уезжают на работу в Питер или Великий Новгород. А для тех, кто остался, главный работодатель - станция. И жизнь в центре города закипает здесь ближе к вечеру. За сутки мимо вокзала проносятся почти 180 поездов. Эта железная дорога соединяет две столицы. И основные пассажирские поезда минуют станцию именно ночью. В ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 года именно на той станции Николай Второй выяснил, что дальнейший путь в Царское село перекрыт восставшими войсками. Император изменил маршрут и из Малой Вишеры хотел добраться до дворца в объезд захваченных станций. Но план сорвался. На следующий день в Пскове был подписан манифест об отречении от престола.