Малая Вишера: тайный подземный выход из покоев императора, "нелегальный" вездеход и живое молоко
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/malaya-vishera-tainii-18270.html
Наша карта путешествий по
малым городам России сегодня пополняется новой отметкой. Мы останавливаемся в
Малой Вишере Новгородской области. О городе сыроделов, стеклодувов и
железнодорожников - в репортаже Владислава Двоеглазова.
Ремонт вокзала Малой
Вишеры позволил его реставраторам сделать неожиданное открытие: под зданием они
обнаружили старинные подземные ходы. Строительным мусором их завалили в еще
конце сороковых, после Великой Отечественной, когда последний раз реконструировали
это здание.
Ольга
Маркова, мастер участка станции Малая Вишера: "Вот здесь
непосредственно был один из выходов - подземный".
Подземный выход ведет сюда
из покоев императора. Сделали его ради безопасности государя - на случай
теракта, покушения или другой непредвиденной ситуации.
Ольга
Маркова, мастер участка станции Малая Вишера: "Со стороны
Москвы в здании располагались царские комнаты, где непосредственно отдыхал царь,
и оттуда шел подземный ход, который ему позволял выйти не по наружной, а
подземной части".
В середине 19 века таких
вокзалов на пути из Петербурга в Москву было три: этот - в Малой Вишере, а еще
в Твери и на станции Бологое. Здесь меняли паровозы, пополняли запасы угля и
воды.
Но больше, чем старинным
вокзалом, Малая Вишера сегодня известна своими послевоенными бараками. Они -
основная часть жилого фонда города. И в последние годы они горят. И горят
часто.
"Мы живем тут, как на
пороховой бочке", – говорят местные
жители.
Кто-то говорит о поджогах,
кто-то винит во всем старую электропроводку и прохудившиеся печи. Александра
Яневич более тридцати лет живет в этом бараке. Последний пожар в доме рядом
тушила несколько дней назад и с тех пор по ночам патрулирует с соседями дворы и
улицы Малой Вишеры.
Александра
Яневич, житель Малой Вишеры: "Я уснула и часов
около 4-5 соседка - горим, горим! Внутри вон обгорела стенка".
В городе более 50 таких
многоквартирных деревянных домов. Живут здесь маловишеровцы без воды,
канализации, с печным отоплением и в постоянном страхе.
Квартиры в таких бараках
не стоят практически ничего, а заработать на новое жилье в городе шансов мало.
По улице 3-го
Коммунистического Добровольческого отряда - и сейчас стоит стекольный завод -
бывшее градообразующее предприятие. Во времена СССР три тысячи человек делали
здесь огромные лампы для метро, стекло для светофоров, кинескопы и ширпотреб:
посуду и вазы. Теперь в штате завода сотрудников в 30 раз меньше. А работают -
только когда есть заказы. Последний выполнен несколько дней назад.
Иван
Степанов, директор завода: "Вот это - колба для бетатрона.
Это мощнейшие приборы, рентгеновские трубки для просвечивания автомобилей, для
поиска оружия, наркотиков. Вот это - бетатрон, где по кругу разгоняют электроны".
Заказы от "оборонки"
и научных институтов позволяют надеяться на возрождение производства. В посуде
же и вазах директор перспектив не видит - в ближайшее время в ширпотребе
китайцев все равно не обойти: старые технологии и цена на газ не позволят это
сделать.
Иван
Степанов, директор завода: "В течение 20 лет ежегодно
повышалась. От 100 раз. А сейчас ежегодно на 7-10%. Сегодня в себестоимости
продукции цена газа составляет больше 50%. Поэтому наша продукция народного
потребления неконкурентоспособная с Китаем".
Другому заброшенному в
90-е производству Малой Вишеры помог возродиться рассольный сыр. Шесть лет
назад на бывшем молочном заводе стали делать моцареллу и рикотту. Учить местных
сыроделов приезжали специалисты из Италии. На это ушло два года. Теперь сыры из
Малой Вишеры отправляют и в Великий Новгород, и в Тверь, и в Петербург.
Александра
Иванова, технолог: "Молоко надо любить, молоко надо
чувствовать. И многое даже зависит от настроения, с каким ты его вырабатываешь.
Это живой продукт, с которым нужно разговаривать".
Теорию технолога о живом
молоке поддерживает и главный механик. Это он с первого дня перезапуска завода
монтировал и доводил до ума все оборудование.
А на досуге в гаражах на
окраине города Виктор Вересов из старых советских машин собирает свой,
вересовский, модельный ряд.
Кабина - от жигулевской "копейки",
а двигатель и ходовая - от "УАЗика". Перевозит этот вездеход до
девяти человек.
Виктор
Вересов, житель Малой Вишеры: "У меня большое
удивление и радость, что ходит по болоту, плавает. Ездим за грибами, за
ягодами, на рыбалку. В непроходимые места".
Но на городские дороги
Виктор Северьянович на транспорте собственного производства не выезжает.
Виктор
Вересов, житель Малой Вишеры: "Нелегальная
техника. Но чтобы ее зарегистрировать, надо делать капитальные тормоза и иметь
технический паспорт".
Днем в Малой Вишере тихо и
спокойно. Многие его жители уезжают на работу в Питер или Великий Новгород. А
для тех, кто остался, главный работодатель - станция. И жизнь в центре города
закипает здесь ближе к вечеру. За сутки мимо вокзала проносятся почти 180 поездов.
Эта железная дорога соединяет две столицы. И основные пассажирские поезда
минуют станцию именно ночью.
В ночь с 28 февраля на 1 марта
1917 года именно на той станции Николай Второй выяснил, что дальнейший путь в
Царское село перекрыт восставшими войсками. Император изменил маршрут и из
Малой Вишеры хотел добраться до дворца в объезд захваченных станций. Но план
сорвался. На следующий день в Пскове был подписан манифест об отречении от
престола.
Малая Вишера: тайный подземный выход из покоев императора, "нелегальный" вездеход и живое молоко