И сейчас в цикле "Малые города России" отправимся в Новосибирскую область. Колывань могла стать столицей Сибири столетие назад. Но Транссибирская магистраль тогда прошла мимо. Однако колыванцам всё равно есть чем гордиться. Жители Колывани уже привыкли к лязгу танковых гусениц и "Катюшам" за окном. Это наследие Вячеслава Веревочкина - знаменитого мастера, который основал здесь династию "танкостроителей". Сначала местные считали Вячеслава Веревочкина, мягко говоря, странным. Все мужики - как мужики, а Вячеслав Владимирович, чуть выдалась свободная минутка, сразу в сарай. И давай там что-то варить, клепать. Соседи крутили пальцем у виска - ни выпить, ни на рыбалку сходить: все гремел какими-то железяками. Потом выяснилось, бывший зампотех танковой бригады, подполковник в отставке - вместе с внуком собирает танки. Вячеслав Верёвочкин, внук бронемастера: Без денег собирали, без всего - чисто для себя. Над нами все смеялись. Дурак, типа - в деревне собирает танки. Однажды Веревочкин с внуком Славой и зятем Максимом Свеклой засобирались в Москву. Там киношники планировали снимать фильм про дуэль двух танков. Танки, само собой, заказали Веревочкиным. Вячеслав Верёвочкин, внук бронемастера: Мы делали Т-34 танк Шахназарову Карену. Поехали к ним, вызывал к себе в Москву. Поехали, встретились с ними, посмотрели. Как давай приезжать к нам - все удивились, что в фильмах. Давай, смотреть наши танки. Давай, гордиться - что у нас такой сосед. Вячеслав Владимирович скончался несколько лет назад. Остался его бронемузей под открытым небом и "визитная карточка" Колыванского района - реконструкции сражений Великой Отечественной, Сибирские огни. Каждый год на пустыре-полигоне неподалеку от дома мастера русские "берут высоту". Своя высота, которую нужно взять, есть и у Василия Рязанцева. Паралимпийские игры! Каждое утро он выезжает на проселочную дорогу тренироваться. Вечером вторая тренировка. Василий готовится к соревнованиям по биатлону. Летом - на инвалидной коляске, зимой - на специальных санках. И коляска, и санки давно дышат на ладан: ни них не то, что рекорды бить -передвигаться сложно. После каждой тренировки приходится ремонтировать - не выдерживают спортивных нагрузок. Василий Рязанцев, член сборной по биатлону среди инвалидов Новосибирской области: Такие вот коляски - как бы их тяжело достать, денег стоят. У инвалидов как обычно нет. Она больше 100 тысяч стоит. Василий стал инвалидом 11 лет назад - занимался легкой атлетикой, метил в сборную Новосибирской области. Во время подъема штанги отнялись ноги. Василий все равно пробился в сборную по биатлону среди инвалидов. А на Чемпионате России в Чебоксарах видел "коляску мечты". Василий Рязанцев, член сборной по биатлону среди инвалидов Новосибирской области: Они прочнее, легче, и они сделаны - другой сплав у них. У них колеса совсем другие карбон там. И катятся они - сама можно сказать. Несмотря на то, что колыванцев чуть больше 12 тысяч и все друг друга знают, Василий Рязанцев до сих пор не попал в объектив фотохудожника Владимира Гулина. Хотя Гулин, казалось бы перефотографировал вся и всех. Владимир Гулин, фотохудожник: что касается Колывани - практически все здесь обошел, везде был и все посмотрел. И окрестности. Каждый день Владимир берет кофр с фотоаппаратами и отправляется в путешествие по городку и окрестностям. Утверждает, Колывань - она всегда разная. Владимир Гулин, фотохудожник: Такая атмосфера, вкус, цвет, запах, ощущения - только здесь. Больше нигде, где бы я ни был - такого ощущения нет. Даже не столько нравится архитектура, природа там, люди - а именно атмосфера, особенно в вечернее время, предсумеречное. Оно какое-то особенное. Тем более здесь как-то ну особенно по вечерам - прохожих немного. Даже в центре Колывани - практически в одиночестве пребываешь ... Вот так улицы Колывани выглядят в жизни. А так - на фото Владимира Гулина. Символ Колывани - церковь и Александро- Невский женский монастырь. Монахини оберегают памятник борцам за советскую власть. И молятся у креста в память о пострадавших от этих же борцов. Сейчас у Владимира новый проект - "Кинокадр". Фотографии в стиле Стивена Спилберга, Дэвида Линча и Грегори Крюдсона. Но если каждая фотография американца Крюдсона - труд огромной бригады декораторов, осветителей, статистов, то Владимир работает один. Результат рабочего дня: десятки тщательно выстроенных сцен, сотни снимков и одна фотография - "Феи в лесу". А это здание почтовой конторы 19 века. Одинаково нарядное и на фотографиях Гулина, и в жизни. Здесь и сегодня - Почта. На стене - табличка, сообщающая "проездом на Сахалин в городке останавливался чехов". Колывань тогда могла стать столицей Сибири. Местные купцы очень хотели, чтобы Транссиб прошел через их город: предлагали главному инженеру Транссиба Гарину-Михайловскому мешок золота. Но железную дорогу проложили на 50 верст южнее. Там построили мост через Обь, основали Новониколаевск, ставший Новосибирском. А Колывань так и осталась заштатным городком. И, благодаря этому, до сих пор сохранила провинциальную негу и неторопливость. По словам историков, начиналась Колывань три столетия назад с обычного казачьего острога - для защиты от кочевников пахотных угодий на левобережье Оби. Но границы Российской империи расширялись так стремительно, что крепость быстро уступила место торговому городу на Сибирском тракте.