Мы продолжаем рассказывать вам о Малых городах России и сегодня отправляемся в Вытегру. Этот городок в Вологодской области - одна из важнейших пристаней на водном пути от Балтийского моря до Волги. В девятнадцатом веке в Вытегре располагалась часть Мариинской системы каналов, а в двадцатом столетии там прошла нить современной магистрали Волго-Балтийского канала.  Вытегра - городок небольшой, на сотни километров вокруг окруженный густыми северными лесами. Череповецкие ребята из борцовского клуба "Буза" в Вытегре впервые. Чтобы попасть сюда, им пришлось почти сутки ползти на машине по лесным дорогам. Говорят, что в Китай, на показательные выступления, добрались быстрее. Китайские мастера были в шоке от череповецкого боевого стиля. Денис Антипов, глава артели кулачных бойцов "БУЗА": "Зрелищная штуковина, которая, на наш взгляд, отражает всю широту, крепость и любвеобильность нашей родины". Вот только в Вытегре больший почет тому, кто умеет сшить рыбацкую лодку или построить крепкий парусный корабль. Александр Миронович, мастер-корабел: "Шпангоут, приводит к такому вот состоянию лица. Пока поставишь шпангоут - вспотеешь весь". Мастерство вытегорских корабелов и морское дело бывший сотрудник МЧС Александр Миронович постигал вместе со своими учениками, воспитанниками летнего лагеря на берегах Прионежья. Пока незаконченный, 15-местный вельбот - седьмое по счету судно Мироновича. На своих ботах и шкивах он вместе с ребятами не раз исследовал акваторию Онежского озера. На этом паруснике поплывет с новым поколением учеников. Александр Миронович, мастер-корабел: "Пускай детишкам будет. Можно назвать его струг, можно коч назвать. Можно назвать там... судно! Но, для ребят - шхуна. Они же читают, этот - "Остров Сокровищ". А это уже "бабушка" подводного флота. Настоящая дизельная субмарина "Б-440", на языке подводников просто - "Букашка". По сути, действующий музей, который удивительно смотрится в окружении вытегорского леса, на глади небольшого озерца. Ольга Зубова, научный сотрудник музея Морской славы Вологодчины: "Залетела? Заплыла? Зашла! В 2005 году нашу субмарину привели к нам из Санкт-Петербурга, на буксирах". Вытегра - родина шестерых советских контр-адмиралов, героев Великой Отечественной войны. Один из них, Михаил Рудницкий, в сороковых годах сконструировал подлодку "К-1" - "Катюшу". Которая в морском бою торпедировала флагман немецкого флота, непотопляемый линкор "Тирпиц". Ольга Зубова, научный сотрудник музея Морской славы Вологодчины: "Сейчас услышат нас! Внимание! По местам стоять! Слушать в отсеках! Приготовиться к погружению! Так мы пугаем наших туристов". Вытегоры называют свой город портом пяти морей. Этот статус дает ему Волго-Балтийский канал. Владимир Воробьев, заместитель начальника службы эксплуатации Вытегорского гидроузла:  "Каждый город, находящийся на Волгобалте, почему-то считает, что он - порт пяти морей. Вытегра тоже считает, что она - порт пяти морей. Москва тоже". Еще Петр Первый задумал соединить водным каналом Балтийское море с Волгой. Его идея осуществилась в 19-ом веке, с открытием уникальной Мариинской системы каналов. Деревянные домики и плотины на пересохших речушках в центре города - вот все, что осталось от ее Вытегорской нитки. Зато действует более современная нить - часть системы шлюзов Волго-Балтийского канала. Владимир Воробьев начинал работать на местном шлюзе электросварщиком, 30 лет назад. Владимир Воробьев, заместитель начальника службы эксплуатации Вытегорского гидроузла:  "Буран", который летал в космос, пришлось видеть в камере шлюза. ТУ-144, единственный который у нас был сверхзвуковой, пассажирский самолет, тоже пришлось видеть". Но, с каждым годом суда через шлюз проходят все реже и реже. Волго-Балт обмелел, а грузовые баржи стали тяжелее и шире. Редеет и коллектив шлюза. Сейчас работает всего 37 человек. При СССР было несколько сотен. Владимир Воробьев, заместитель начальника службы эксплуатации Вытегорского гидроузла:  "Если в позапрошлом году мы свыше четырех тысяч шлюзований произвели, то в прошлом году где то три с половиной тысячи". При этом, Вытегра все еще остается одной из крупнейших транспортных пристаней Вологодщины. И мало того, готовится стать культурным центром края. Илья и Маргарита Давыдовы - московские художники. В столице занимались театральным оформлением и декором. И в Вытегру из Москвы уехали осознанно. Маргарита Давыдова, художник-дизайнер: "Кончилась свобода творчества. Остались только корпоративы, праздники, заказные "мартышки", как я говорю. И вот эта вся банальщина рекламного уровня. Нам это просто перестало быть профессионально интересно". Щедрая природа Вытегорья уже десяток лет дает художникам и хлеб насущный, и пищу для творчества. Их дом - настоящий музей авторских изделий и сувениров из кожи, камня и дерева. Илья и Маргарита Давыдовы, художники: "Вот! Смотри! Вот! Отличная коряжка! Красота! Сейчас мы ее туда, куда-нибудь сунем! Вот сюда вот! Фактуристо смотрится. Хорошо". Корягами, найденными на берегу Онежского озера, Илья и Маргарита украсили свой дом. Получилось и красиво, и жутковато, и привлекательно для туристов. Коренные вытегоры внимательно наблюдают за чудачествами приезжих. Илья Давыдов, художник-декоратор: "Соседи – это.. Они, по большей части молчат. Но, много думают! И, в принципе, люди-то внутри хорошие". В Вытегре больше ценят дела, а не слова. Наследие вытегорских зодчих - удивительные по своей архитектуре старинные здания и шлюзы Вытегры. Но больше всего вытегоры любят свои деревянные храмы. Купол самого большого из них - Сретенской церкви, горожане называют "Короной Вытегры". В сумерках кажется, что шатер храмовой колокольни парит над городом. Остатки Мариинской системы каналов сейчас для жителей - просто достопримечательность. Но увидеть конструкцию в рабочем виде все еще можно. На снимках родоначальника цветной фотографии в России Сергея Прокудина-Горского. Он в начале 20 века совершил путешествие по Мариинской системе.