Малые города России. Вытегра - одна из важнейших пристаней Волго-Балтийского канала
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/malie-goroda-rossii-22810.html Мы продолжаем рассказывать вам о Малых городах России и сегодня
отправляемся в Вытегру. Этот городок в Вологодской области - одна из важнейших
пристаней на водном пути от Балтийского моря до Волги. В девятнадцатом веке в
Вытегре располагалась часть Мариинской системы каналов, а в двадцатом столетии
там прошла нить современной магистрали Волго-Балтийского канала.
Вытегра - городок небольшой, на сотни километров вокруг окруженный густыми
северными лесами. Череповецкие ребята из борцовского клуба "Буза" в
Вытегре впервые. Чтобы попасть сюда, им пришлось почти сутки ползти на машине
по лесным дорогам. Говорят, что в Китай, на показательные выступления,
добрались быстрее. Китайские мастера были в шоке от череповецкого боевого
стиля.
Денис Антипов, глава артели кулачных
бойцов "БУЗА": "Зрелищная
штуковина, которая, на наш взгляд, отражает всю широту, крепость и
любвеобильность нашей родины".
Вот
только в Вытегре больший почет тому, кто умеет сшить рыбацкую лодку или
построить крепкий парусный корабль.
Александр Миронович, мастер-корабел: "Шпангоут, приводит к такому вот состоянию лица.
Пока поставишь шпангоут - вспотеешь весь".
Мастерство вытегорских корабелов и морское
дело бывший сотрудник МЧС Александр Миронович постигал вместе со своими
учениками, воспитанниками летнего лагеря на берегах Прионежья. Пока
незаконченный, 15-местный вельбот - седьмое по счету судно Мироновича. На своих
ботах и шкивах он вместе с ребятами не раз исследовал акваторию Онежского
озера. На этом паруснике поплывет с новым поколением учеников.
Александр
Миронович, мастер-корабел: "Пускай детишкам будет. Можно назвать его
струг, можно коч назвать. Можно назвать там... судно! Но, для ребят - шхуна.
Они же читают, этот - "Остров Сокровищ".
А это уже "бабушка" подводного флота. Настоящая дизельная
субмарина "Б-440", на языке подводников просто - "Букашка".
По сути, действующий музей, который удивительно смотрится в окружении
вытегорского леса, на глади небольшого озерца.
Ольга Зубова, научный сотрудник музея
Морской славы Вологодчины: "Залетела?
Заплыла? Зашла! В 2005 году нашу субмарину привели к нам из Санкт-Петербурга,
на буксирах".
Вытегра - родина шестерых советских контр-адмиралов, героев Великой Отечественной
войны. Один из них, Михаил Рудницкий,
в сороковых годах сконструировал подлодку "К-1" - "Катюшу".
Которая в морском бою торпедировала флагман немецкого флота, непотопляемый
линкор "Тирпиц".
Ольга
Зубова, научный сотрудник музея Морской славы Вологодчины: "Сейчас услышат нас! Внимание! По
местам стоять! Слушать в отсеках! Приготовиться к погружению! Так мы пугаем
наших туристов".
Вытегоры называют свой город портом пяти морей. Этот статус дает ему
Волго-Балтийский канал.
Владимир
Воробьев, заместитель начальника службы эксплуатации Вытегорского гидроузла: "Каждый город, находящийся на Волгобалте, почему-то считает, что он
- порт пяти морей. Вытегра тоже считает, что она - порт пяти морей. Москва тоже".
Еще Петр Первый
задумал соединить водным каналом Балтийское море с Волгой. Его идея
осуществилась в 19-ом веке, с открытием уникальной Мариинской системы каналов.
Деревянные домики и плотины на пересохших речушках в центре города - вот все,
что осталось от ее Вытегорской нитки. Зато действует более современная нить -
часть системы шлюзов Волго-Балтийского канала. Владимир Воробьев начинал
работать на местном шлюзе электросварщиком, 30 лет назад.
Владимир
Воробьев, заместитель начальника службы эксплуатации Вытегорского гидроузла: "Буран", который летал в космос,
пришлось видеть в камере шлюза. ТУ-144, единственный который у нас был
сверхзвуковой, пассажирский самолет, тоже пришлось видеть".
Но, с каждым
годом суда через шлюз проходят все реже и реже. Волго-Балт обмелел, а грузовые
баржи стали тяжелее и шире. Редеет и коллектив шлюза. Сейчас работает всего 37
человек. При СССР было несколько сотен.
Владимир
Воробьев, заместитель начальника службы эксплуатации Вытегорского гидроузла: "Если в позапрошлом году мы свыше четырех тысяч
шлюзований произвели, то в прошлом году где то три с половиной тысячи".
При этом, Вытегра все еще остается
одной из крупнейших транспортных пристаней Вологодщины. И мало того, готовится
стать культурным центром края. Илья и Маргарита Давыдовы - московские
художники. В столице занимались театральным оформлением и декором. И в Вытегру
из Москвы уехали осознанно.
Маргарита Давыдова, художник-дизайнер: "Кончилась свобода творчества. Остались только корпоративы,
праздники, заказные "мартышки", как я говорю. И вот эта вся
банальщина рекламного уровня. Нам это просто перестало быть профессионально
интересно".
Щедрая природа Вытегорья уже десяток лет дает художникам и хлеб
насущный, и пищу для творчества. Их дом - настоящий музей авторских изделий и сувениров
из кожи, камня и дерева.
Илья и Маргарита Давыдовы,
художники: "Вот! Смотри! Вот! Отличная
коряжка! Красота! Сейчас мы ее туда, куда-нибудь сунем! Вот сюда вот! Фактуристо смотрится. Хорошо".
Корягами, найденными на берегу Онежского озера, Илья и Маргарита
украсили свой дом. Получилось и красиво, и жутковато, и привлекательно для
туристов. Коренные вытегоры внимательно наблюдают за чудачествами приезжих.
Илья Давыдов, художник-декоратор: "Соседи – это.. Они, по большей части молчат. Но, много думают! И,
в принципе, люди-то внутри хорошие".
В Вытегре больше ценят дела, а не слова. Наследие вытегорских
зодчих - удивительные по своей архитектуре старинные здания и шлюзы Вытегры. Но
больше всего вытегоры любят свои деревянные храмы. Купол самого большого из них
- Сретенской церкви, горожане называют "Короной Вытегры". В сумерках
кажется, что шатер храмовой колокольни парит над городом.
Остатки Мариинской системы каналов сейчас для жителей - просто
достопримечательность. Но увидеть конструкцию в рабочем виде все еще можно. На
снимках родоначальника цветной фотографии в России Сергея Прокудина-Горского. Он в начале 20 века совершил путешествие
по Мариинской системе.
Малые города России. Вытегра - одна из важнейших пристаней Волго-Балтийского канала