Малые города России. Мартыново - лен, кацкари и Белая Корова

Здесь, в сорока километрах от Углича, обитают кацкари, этнос, говорящий на своем диалекте. Сейчас обитатели Мартыново пишут свой толковый словарь, в нем уже две тысячи слов.   

Мартыновские школьники ездят на учебу в село Рождествено. А здесь в бывшей школе теперь молельный дом с приделанной маковкой на крыше. В само Мартыново возят школьников из других городов на такие представления в музее - каменичанья.

Дрыгающимся спесивым мужиком бывший учитель литературы закрытой ныне школы Николай Румянцев без церемоний обозвал оператора Андрея Быстрова. Николай и его жена Анастасия играют коренных обитателей Мартынова - кацкарей.

Хотя, как играют - сами кацкари. По-научному, это субэтнос - компактно проживающая группа со своими обычаями и языком. Марийка и дед Егор "бахорят", то есть говорят, щедро приперчивая речь диалектными словечками, иногда кажется, что ругательными.

Говено, то есть плохо, наверное, единственное слово, за которым не нужно лезть в краткий кацкарский толковый словарь - продаётся здесь за пятьдесят рублей. Впрочем, для общения в Мартынове словарь не потребуется, так мудрено бахорят только в музее.

Живут кацкари, действительно, компактно: считай, один перекрёсток, улицы спокойно просматриваются с одного конца в другой. Здесь три места работы: музей, пожарная часть и льнозавод. Владеет им "курныш" - по-кацкарски богач - Сергей Михайлович Ершов:

Я занимаюсь льном, чисто льном.

У Сергея Михайловича самый красивый дом, не в том смысле, что шикарный, а красиво отделанный его собственными руками. Не повесил пока уже выпиленные наличники, время все уходит на завод и работу в полях, где прямо перед снегом убрали лён.

Завод выглядит пусть и неказисто, зато успешно работает, уже издали слышен шум станков. У входа в тюках лежит скошенный лён.

В бизнесе таких, которые начали свою работу на предприятии в советский период и прошли всю карьерную лестницу с первой ступени, называют красными директорами.

Работники называют его запросто - Михалыч. Начинал Михалыч шофёром, дорос до председателя колхоза "Верный путь", в девяностые стал владельцем и по-прежнему именует все это колхозом.

На столе уже готовое волокно, из которого в Устюге и Курске соткут льняное полотно.

Сергей Михайлович Ершов: "Лён - это растение такое, что его надо полюбить. Если ты его полюбишь, и он тебя полюбит, а полюбит и будет расти".

Все производство умещается в одном цехе. На прессовке льна работает друг Ершова Николай Усков, уверенный, что если б не их Михалыч, то сгинул бы колхоз "Верный путь" как и все остальные по округе.

В Мартынове быстро расходятся слухи о тех, кто "примоскалился", то есть приехал. Думаешь, что с человеком не знаком, а он уже про тебя все знает. С Натальей Чеснаковой были знакомы, но заочно - по телефону. Она обещала показать, чем занимаются мартыновские музейные сотрудники по вечерам: доят музейную корову Рыню. Такие вот работники культуры на все руки.

Наталья Чеснакова, работник культуры с. Мартыново: "Доим, перетапливаем в русской печке...продаём его, это молоко. И творог делаем, и сметану - все делаем...Ну, от этой коровы, да, все я делаю".

Сметану и масло от Рыни расставляют на продажу в сенях музея, сами посетители иногда из любопытства да и заглянут к ней в сарай. Под вечер по Мартыново разъезжают тракторы, это возвращаются с работы жители. И, наверное, как раньше угадывали благосостояние места по церквям и баням, так теперь можно по тракторам. Ездят, значит, все путём, точнее, верным путём. 

Современное Мартыново - одно из крупнейших кацких селений. Постоянно здесь проживают более двухсот человек. Они до сих пор хранят свои древние мифы и предания. Например, предки кацкарей в образе Белой коровы представляли себе солнце и поклонялись этому животному как главному божеству. А их потомки верят, что Белая Корова непременно приносит счастье. Когда человеку везет, они говорят, что к нему, видно, пришла Белая корова...


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски