Хотьково: от мануфактур и фабрик к современным технологиям

В рубрике «Малые города России» - Хотьково - это Московская область. Его история началась в 1308-ом году, когда в летописи впервые был упомянут Покровский Хотьков монастырь.

А в XIX веке в Хотькове уже была железнодорожная станция и много небольших мануфактур - бумагопрядильная, шёлковая и молочная фабрики.

Сейчас в Хотькове осваивают современные технологии, необходимые, в том числе, и для космической отрасли. Рассказывает Татьяна Григорьянц.

Спорим, вы не догадаетесь, что это такое? Это подол «юбки» ракеты-носителя «Протон». И мы приехали к ее, можно сказать, модельерам. Сегодня мы в Хотьково!

Центр перспективных разработок - он же научно-исследовательский институт специального машиностроения - стоит на Заводской улице. Главное предприятие города. Половина - завод, половина - научный институт. Сотрудников - полторы тысячи человек.

- Это переходная система ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М". Это ставится на разгонный блок, и на него ставится космический аппарат весом до 4,5 тонн.

Александр Разин - генеральный директор. В новом зале с 3D принтером пытается рассказать нам - гуманитариям - как все работает. Детали печатаются из вот таких вот проволочек. Это углеволокно, обработанное специальным термоактивным веществом.

На одну деталь уходит две смены по восемь часов. И прочнее вещь, несмотря на ее легкость, еще нужно будет поискать. Технология "плетения" из углеволокна, как и сами 3D -принтеры были разработаны местными гениями.

Дмитрий Степин, заместитель начальника цеха АО «Центральный Научно-исследовательский институт специального машиностроения»: «Ощущение собственного величия, наверное, прибавляется изо дня в день, потому что, набирая опыт, все больше понимаешь, что это, для чего это... служит эта техника. У меня большая семья, у меня супруга и трое детей - девочки. Все живут в Хотьково. Комфортный город, кроме одного - это город одной дороги. На которой всегда пробки!»

О земном тут потому думают редко. Зато придумали, как использовать «просроченные» «Тополя». Нет, не деревья - ракетные комплексы. Срок годности у них всего 22 года.

Александр Разин, генеральный директор и главный конструктор АО "ЦНИИСМ", дтн, заслуженный конструктор и машиностроитель: «Для запуска коммерческих спутников. Так называемый проект "Старт-1". Для которого будет использован старый "Тополь", к нему необходимо будет сделать четвертую ступень...»

В середине 1990-х во дворе предприятия появился вот этот пустой корпус "Тополя", координаты которого пришлось сообщать в Пентагон, как бы там чего не подумали...

Деревья в Хотьково особая тема. Может быть, потому что здесь находится один из красивейших заповедников - Абрамцево.

Аксаковский дуб. 249 лет. В этом году признан главным деревом России. Под его сенью гуляли Гоголь, Тургенев. Васнецов и Поленов писали свои шедевры. И считается, что именно этот дуб изображен на самой известной картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею". В этом году также становится претендентом на главное дерево Европы.

Елена Мохова, главный хранитель музея-заповедника «Абрамцево»: «Я вошла на территорию музея и боялась наступать! Летела, едва касаясь земли, потому что, я понимала, какие люди ходили по этой земле!»

Аксаковы, Мамонтовы ходили... О прежних хозяевах усадьбы Елена Мохова знает, пожалуй, больше, чем о своих родных. Она тут главный хранитель последние 18 лет.

- Часто ли бывает, что срабатывает сигнализация, что что-то не так? И к вам приезжают сюда люди в форме?

- Такое тоже возможно. И обязательно приезжают люди в форме с автоматами. Я всегда говорю смотрителям, что вы мои Ангелы Хранители. С одной стороны, вас не видно, с другой - вы должны выполнить свою работу.

Но есть особая каста среди хранителей. Реставраторы. Только они знают, как прогладить картину к выставке. Только они устраивают раритетным книгам банный день.

Юлия Мохасевич, реставратор тканей и книг: «Листы книги погружаются в теплую воду и выдерживаются так в течение... До 40 минут можно их подержать. Таким образом смывается желтизна, промываются листы».

Пока книга влажная, мастер стремительно "наращивает" ей новое тело. С помощью скальпеля и мучного клея сборник стихотворений Аксакова 1886 года издания вновь становится читабельным.

Юлия Мохасевич, реставратор тканей и книг: «Да, я наращиваю... У каждого реставратора есть такие вот коллекции фрагментов разных, разных времен».

Прежде, чем реставрировать что-то, собирается специальный совет. По каждому произведению. Сразу несколько экспертов принимают решение, какие именно работы производить, какими инструментами и материалами. И каждый экспонат в обязательном порядке страхуется. Причем, сумму должны подтвердить международные страховщики.

- Это русский изразец. Первая половина 19 века, так называемая, полихромная. Фрагмент полихромной печи, два изразца. Я выровняю вот эти вот неровности и затонирую белые фрагменты.

Реставратор Анна Андриянова сидит отдельно от картин и книг. Работа у нее пыльная. Но вполне себе сравнится с ювелирной. Например, бюст дочери Саввы Мамонтова из необожжённой глины художница собрала из 20 отдельных фрагментов. Ужасно сыпучих! "Материал надо любить!" - тянет бархатным голосом мастер. Как и весь процесс, впрочем.

Анна Андриянова, художник по керамике, реставратор: «В дровяной печи другой процесс. Ты делаешь, загружаешь печку и еще дальше семь или восемь часов ее топишь! Беспрерывно кидая туда специальные дрова, определенным образом поколотые для того, чтобы добиться высокой температуры».

В соавторстве с огнем и мужем-художником Аня преобразовала весь дом. Балкон, ванная комната... Но первой была кухня!

- Конечно, я сначала хотела сделать просто полоску, но потом я просто не могла остановиться. Потому что мне хотелось и это, и то. Я хотела блюдо сделать, и я сделала блюдо, получилось очень красиво, но оно лопнуло! И мне было так жалко это блюдо, что я решила его сюда на память!

Уникальным в Хотькове считается и железнодорожный мост, построенный более 150 лет назад. Он одновременно и переезд над автомобильной дорогой. Его высота над протекающей внизу рекой - 35 метров. И, как говорят местные жители, конструкция хоть и старая, но очень надежная. Ведь ежедневно по нему проезжают сотни, в том числе груженых составов.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски