Мстера: разноцветные дома, школа церковной живописи и лаковая миниатюра

Первое, что замечаешь уже при въезде в Мстеру - любовь местных жителей к ярким цветам. Дома здесь самых неожиданных оттенков - от лимонно-желтого до нежно-розового. С красками у жителей поселка издавна особые отношения. Еще в 18 веке большая часть населения была художниками, Мстеру даже называли селом богомазов.

Татьяна Коткова, искусствовед, член Союза художников России, сотрудник Мстерского художественного музея: "В 19 веке Мстера становится самым крупным иконописным центром России, во Мстере насчитывается до 32 иконописных мастерских, в которых работало до 800 иконописцев".

Здесь сложилась своя школа церковной живописи. Святых чаще всего изображают в полный рост, на фоне яркого пейзажа. Кроме того, иконописцы не скупятся на золото.

С приходом советской власти Иконопись стала ненужным ремеслом. Художники переориентировались на лаковую миниатюру и объединились в артель "Пролетарское искусство". Вместо ликов святых стали писать фольклорных персонажей или сюжеты из народной жизни. Сегодня в Мстере работает несколько живописных мастерских - частных и государственных. Разрисовывают художники теперь не только традиционные шкатулки и подносы, но и заколки, визитницы и даже компьютерные мыши. Возродилась и школа иконописи. Образа здесь пишут для церквей и по частным заказам.

В полной тишине, тончайшей кистью в несколько волосков Владимир Котков выписывает лик святой мученицы Татьяны.

Владимир Котков, художник-иконописец: "Тут думать надо, лик нужно сначала изучить, смысл суметь передать. Если ты не готов написать икону, она пишется долго и очень тяжело. Нужно именно душевное равновесие какое-то найти, чтобы она получалась".

Многие художники работают на дому - например Николай Лизунов. У него - целый семейный подряд, иконы пишут втроем с женой и дочерью.

Иконы стоят от 15 до 50 тысяч рублей. Многочасовая сидячая работа выматывает посильнее чем физический труд, говорит Николай, поэтому птицеводство, которым он занялся лет 20 назад, для него как отдых.

В его хозяйстве - фазаны, утки-арлекины, курицы и петухи разных пород и темпераментов. Здесь и аристократичные китайские кахенкины и флегматичные индийские брамы и драчливые петухи-амроци из Германии. Всего около 40 пород.

Птиц он выращивает исключительно на разведение. За яйцами и породистыми цыплятами к нему едут со всей России. Птицеводство, признается Николай, - дело азартное, как и любое коллекционирование.

Чтобы прокормить птиц, в месяц уходит 70 тысяч рублей. Так что доходов семьи - и от куриц и от икон 0 пока хватает только на постепенное расширение хозяйства. В мечтах - построить новый птичник и звести кур из Чехии. Яйценосных барнельвельдеров с редким декоративным оперением в России нет пока ни у кого.

На Мстерском ювелирном заводе делают украшения, серебряную посуду и оклады для тех же икон. В 70-х, когда предприятие только открылось, оно было одним из самых крупных в селе. Сейчас цеха здесь почти пустые.

Лидия Чинорова, изготовительница филигранных основ: "Когда я пришла работать, было много народу, у нас цех был 100 человек, кто-то основу одну делал, кто-то набирал, кто-то детальки крутил из проволоки, сейчас все объединили в одно".

Всего здесь работает 160 человек. Столько сотрудников вполне справляются с объемами производства. В советское время завод работал по госплану, бесплатно получал сырье. В основном мельхиор, с серебром работали мало. Поэтому и цены на продукцию были гораздо ниже, чем сегодня. Теперь рынок и спрос диктует свои законы.

В рыночных условиях предприятие не позволяет себе делать больше, чем гарантированно сможет продать. Расход каждого грамма серебра четко выверен. Чтобы выдержать большую конкуренцию завод берется не только за массовое производство, но и за эксклюзивные вещи по эскизам заказчика. Благо что недостатка в художниках здесь нет. Недаром название села Мстера так созвучно со словом мастера.

Именно в Мстере два века назад появились художники-"старинщики", которые изготавливали уникальные иконы, имитирующие древние образа. Мастера специально коптили и скоблили доски, а также делали трещины поверх краски. Такие иконы до сих пор очень высоко ценятся в Мстере и стоят дороже других.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски