Нефтегорск. Город нефтяников в зоне рискованного земледелия

В рубрике "Малые города" отправимся в Нефтегорск Самарской области. Фактически он стоит на нефтяных месторождениях. Там активно развивается топливное производство. А сельское хозяйство с трудом выживает.

Нефтегорск находится в зоне рискованного земледелия. В окрестностях города осталось только одно крупное хозяйство, другие закрылись. С подробностями корреспондент ОТР Любовь Коренева.

Свой фермерский киоск Валерий Валиев открывает раньше всех в Нефтегорске. Рано утром он привозит сюда молоко, творог и сметану из соседних деревень. Люди там еще держат коров, но с каждым годом подсобных хозяйств становится всё меньше.

Молочный бизнес тоже теряет рентабельность, говорит предприниматель. Но цены не повышает - хотя они и так самые низкие в городе.

Валерий Валиев, предприниматель: «С ценами супермаркетов абсолютно не сравнить. Естественно, покупательская способность за последние три года ухудшилась. Все это связно с проблемами ЖКХ, с ценами. Поэтому те, кто живет на пенсию, - это наши клиенты».

«Заветы Ленина» - единственное крупное фермерское хозяйство в Нефтегорском районе. Здесь держат почти 400 коров мясомолочной породы. Остальные фермы закрылись: не смогли прокормить скот, вернуть кредит или найти работников.

«Заветы» держатся на плаву за счет своей самостоятельности: корма для коров производят сами, а молоко напрямую продают крупному переработчику в соседнем районе. Сейчас на ферме заняты 40 человек: скотники, телятницы, доярки. Все - люди в возрасте, молодежь здесь работать не хочет.

Светлана Косарева, главный зоотехник: «Не хватает специалистов. Главных ветврачей, техников. Средняя зарплата от 15 до 25, от надоя зависит. Так - зарплаты стабильные. Хорошие, прожить можно, по-русски говоря, на эту зарплату».

Впрочем, даже со скромных зарплат жителям Нефтегорска удается откладывать деньги. Например, на благоустройство своего дома.

Геннадий Бондин предложил соседям вскладчину купить плитку и стройматериалы - и самим сделать дорожку к подъезду. Всё вместе обошлось им в десять тысяч рублей. От управляющей компании люди годами не могли добиться помощи.

Геннадий Бондин, житель Нефтегорска, старший по дому: «Здесь у нас постоянно лужи. Сколько мы обращались - сейчас у нас будет завод асфальтный, мы здесь подымем и сделаем вам площадочку. Вот мы уже перестали здесь добиваться, потому что мы лет пять тому назад добивались. Комиссии, все делали, и теперь администрация поменялась».

Всем миром жители Нефтегорска сейчас собирают деньги и на ремонт старинной церкви неподалеку от города. Храм Святой Троицы построен в конце XIX века. Его расписывал Григорий Журавлев, художник-самоучка, у которого не было ни рук, ни ног. Он рисовал, держа кисть в зубах.

Несколько подлинных икон хранятся в музее художника в селе Утёвка. Там же - копия его рабочего места. Оно воссоздано по рассказам старожилов и книгам.

Людмила Чернецова, руководитель музея Григория Журавлева, село Утевка: «Очень живая у него живопись, и в иконах тоже. Вот здесь у нас по углам вы видите инсталляции из знаменитого царского альбома. У него живопись была реалистической и очень живой, и это просматривается в иконах тоже».

На экскурсию в музей Журавлева часто приезжают кадеты. Они учатся в экспериментальных классах нефтегорской средней школы, таких классов здесь три. Днем у них - уроки по общей программе. После уроков - спецзанятия: стрельба, строевая подготовка, военная история, этикет.

Жаля Габилаева, ученица кадетского класса: «На военном деле мы проходим разборку-сборку автоматов. Постоянно проходим календарь, мы изучаем важные события, которые происходили. На этикете изучаем танцы, которые должны кадетские классы проходить. И проходим столовый этикет, как себя вести вообще на вечерах».

Наставники кадетов - в основном отставные военные.

Ольга Ананьева, директор ГБОУ СОШ №1 Нефтегорска: «Владислав Викторович Федечкин - он майор в отставке. Кстати, он служил в той части, в которой служил выпускник нашей школы Дмитрий Парфенов, который погиб в Чечне. И наши кадеты, наш взвод назван в честь Дмитрия Парфенова. И мы их зовем парфеновцы».

Боец внутренних войск Дмитрий Парфёнов погиб на первой чеченской войне в 2000 году и был посмертно награжден Орденом Мужества. Воинская часть, в которой он служил - один из кураторов кадетского образования в городе.

Учителя говорят - в кадетских классах дисциплина намного лучше, чем в обычных. Играет роль и форма - за проступки ее могут лишить на целый день. Школьники знают: чем лучше будет поведение и учеба, тем быстрее каждый получит «повышение по службе».

Артем Соснин, ученик кадетского класса: «У меня звание вице-младший сержант. Вице - потому что это младшее звание, кадетское, не армейское».

Многие кадеты говорят: если станут военными, после службы всё равно вернутся в родной Нефтегорск. Город хоть и небогатый, но чистый и благоустроенный. Это во многом заслуга градообразующего нефтяного предприятия. Оно ежегодно оказывает Нефтегорску спонсорскую помощь.

На деньги завода город ремонтирует дома культуры, школы, приводят в порядок скверы, парки и даже закупает технику для коммунальных служб. Поэтому улицы здесь убирают лучше, чем даже в областной столице.

Областные власти пообещали, что в Нефтегорске в течение двух лет построят сосудистый центр. Лечить там будут не только жителей города, но и пациентов из четырёх южных районов региона. Сейчас людей, которые перенесли инфаркт или инсульт, отправляют в Самарскую клинику.