Нытва. Единственный в России музей ложек находится здесь

В рубрике «Малые города России» отправимся в Пермский край, в Нытву. Вся жизнь этого уральского города вертится вокруг завода. Так повелось с XVIII века, когда купцы Строгановы основали здесь первое медеплавильное производство.

С 2019 года Нытва стала территорией опережающего развития. Власти обещают, что в городе скоро появятся новые предприятия, а значит, больше рабочих мест.

До глубокой осени на городском пруду в Нытве тренируются юные спортсмены водно-моторного клуба. Их почти 50 человек, для небольшого города это много.

Деревянных моторных лодок в России уже не осталось, а ребята в Нытве занимаются, в том числе на деревянных лодках. Например, этому раритету уже 40 лет. Чистая фанера!

Секцией руководит Наталья Худякова. По образованию она бухгалтер-экономист, но много лет назад увлеклась водно-моторным спортом, переквалифицировалась и стала детским тренером.

Наталья Худякова, тренер-преподаватель секции водно-моторного спорта: «Принимаем четырёхлетних детей. Пусть мы будем пока единственными в России, кто этим занимается. Может быть, нас и не погладят за это по головке, но родители благодарны».

Родители благодарны: их дети с малых лет умеют плавать, работать в команде и разбираться в технике. Первых мест по России нытвенцы еще не занимали, но вовсю стремятся к победам, поэтому тренируются, пока на пруду не встанет лёд.

На берегу пруда в прошлом году установили арт-объект под названием «Река Нытва». Скульптуру выковал из стали местный кузнец Геннадий Зеленин. Чтобы не портилась от дождя и снега, ее покрасили зеленой краской. Молодожены и туристы приезжают сюда, чтобы дотронуться до золотой рыбки в руке девушки.

Нытвенский пруд большой: девять с лишним квадратных километров. Его выкопали в низовьях реки Нытвы еще в середине XVIII века для водоснабжения медеплавильного завода.

Металлургический завод и сегодня градообразующее предприятие в Нытве, работают на нем больше тысячи человек. Здесь производят листы и ленты из чистой стали, а также с примесью цинка или латуни. Из продукции нытвенского завода на оборонных предприятиях делают гильзы и патроны.

Андрей Феллер, старший мастер прокатного и термического участков цеха холодного проката ОАО «Нытва»: «Со времен СССР было два таких предприятия: это Тула и Нытва. Сейчас в данный момент в Туле прокатный цех полностью уже разобрали, а Нытве еще существует».

Виктор Ковалев трудится на заводе уже 30 лет. По итогам октября, его признали лучшим вальцовщиком предприятия. Здесь, как и в советские времена, все еще вручают почетные грамоты. Зарплата у Виктора почти 30 000 рублей. Вместе с ним здесь работает жена Светлана.

Виктор Ковалев, вальцовщик шестого разряда ОАО «Нытва»: «Я не здешний, я сам с Кургана, а жена у меня здешняя. Вот, я приехал к ней после армии, устроился на завод и до сих пор и тружусь здесь в Нытве. Говорят, что Нытва - это пруд, завод и дом. Вот все так и складывается».

Вот уже больше 80 лет один из цехов предприятия производит столовые приборы. Они настолько хороши, уверяют жители Нытвы, что их даже подделывают в Китае.

Марина Безукладникова, мастер участка ОАО «Нытва»: «Жители нашего города даже не ломают голову по поводу подарка. Это однозначно будет наши столовые приборы!»

Завод ежегодно выпускает около 15 миллионов ложек, вилок и ножей. При заводе открыли мастерскую, с помощью компьютера и лазера по просьбе покупателей наносят на столовые приборы любые рисунки и надписи. Например, не в каждом магазине встретишь ложки с такими именами, как Айдархан или Хатуна - индивидуальные заказы.

Именно в Нытве появился первый и единственный в России музей ложек. Здесь работает пенсионер Николай Блажеев. В присутствии туристов из липовых чурок он вырезает ложки, демонстрируя, как это делали наши предки. Только что сделанные сувениры продает по 70-80 рублей, сколько готовы заплатить туристы.

Николай Блажеев, резчик по дереву: «Конечно, это не доходное дело. Доходное дело надо организовывать, механизировать».

Музей не приобрел за свои деньги ни одной ложки. Все 3000 экспонатов из дерева, камня, оленьих рогов и моржовых клыков были ему подарены. Экскурсоводы рассказывают: в древности у каждого в семье была своя ложка. И даже была пословица: «Не ешьте чужой ложкой, иначе обжорство замучает».

Екатерина Коптелова, заместитель директора Нытвенского историко-краеведческого музея: «Это Х век, но до этого времени известно, что на Руси уже пользовались предметами в виде ложки, но называли их абсолютно по-разному: веселка, возилка, долгоноска, долгочеренка».

В музее есть специальные весы, при помощи которых можно узнать свой вес в ложках супа или в ложках каши.

Как и многие моногорода, Нытва в 90-е и 2000-е пережила глубокий кризис: падало производство, росла безработица, сокращалось население. Люди выживали, как могли.

Некоторые и сейчас зарабатывают, торгуя прямо на тротуарах свежей рыбой или самодельными носками, платками, варежками. Но весной этого года федеральные власти включили Нытву в список территорий опережающего социально-экономического развития. Предпринимателям и инвесторам обещаны налоговые льготы, а жителям города - открытие новых предприятий и сотни рабочих мест.

Особый уют Нытве придают купеческие особняки, они стоят вдоль самой старой улицы города. Десять из них памятники архитектуры и культурного наследия.

В городе сохранилась и церковь позапрошлого века - Всехсвятская, образец провинциального псевдорусского стиля. Её построили и украсили работники Нытвенского завода на свои средства в XIX веке.