Палех - посёлок мастеров

Палех - посёлок мастеров | Программы | ОТР

В рубрике "Малые города России" мы отправляемся посёлок Палех Ивановской области. Это родина знаменитой Палехской лаковой миниатюры. Именно местные мастера, которые сначала занимались росписью храмов, после революции 1917 года создали так называемый палех

2017-04-07T21:48:00+03:00
Палех - посёлок мастеров
Ядрин. Здесь расположился чувашский конезавод
Супонево. Место встречи паломников в Брянской области
Искра. Главный поставщик свинины ЦФО
Азовская. Хата атамана
Сазан. Центр восстановления популяции лошадей Пржевальского
Конь-Колодезь. Здесь расположился народный морской музей
Чалтырь. Маленькая Армения у берегов Дона
Чёрный Отрог. Сердце оренбургского пуховязания
Козьмодемьянск в Республике Марий Эл
Цивильск. Город скульпторов в полосатых пижамах

То, что до Палеха уже рукой подать, легко определить по виднеющимся голубым куполам и колокольне Крестовоздвиженского храма. Он выглядывает из-за деревянных избушек, как драгоценное фамильное колье из расписной шкатулки. Той самой, что прославила небольшое село на весь мир. Рядом с храмом - дом-музей одного из основателей палехской лаковой миниатюры Ивана Голикова. Близкое соседство неслучайно: до того, как начать рисовать на ларцах, брошах и портсигарах, местные художники из поколения в поколение занимались иконописью и украшением храмов

Ольга Колесова, Директор музея палехского искусства: "Они сельские жители и для них главное, наверное, это было жить в гармонии с природой. И вот эту вот гармонию мы и видим на палехских иконах. Фантастические травы, горки, как мы их называем. Потом такие же фантастические травы и деревья, такие же шпили и башенки мы увидим и на лаковой миниатюре".

Иконописцы и начали собирать коллекцию этого музея еще в 18 веке. Писали новые иконы для окрестных храмов, а старые привозили в Палех. На этом учебном материале вырастало следующее поколение художников. Богатую коллекцию икон удалось сохранить в годы гонений на церковь. Тотемом для них и для всего Палеха стали новые произведения местных мастеров. Лаковая миниатюра, которой бывшие иконописцы занялись в поисках заработка, произвела фурор за границей: на выставках в Венеции и Париже.

Ольга Колесова: "Палех представлял наше молодое государство за границей очень достойно. То есть, могли все видеть. Насколько государство поддерживает искусство крестьян, знает толк и не чинит препятствий бывшим иконописцам. Хотя здесь, безусловно, были репрессии, но они не были столь многочисленны, как в других местах".

За границу уходила большая часть продукции. Крышки шкатулок все больше походили на передовицы советских газет: вот рабочие вяжут рекордный сноп сена, вот на поле выехал первый трактор. Молодое советское государство разглядело в миниатюре огромные возможности для саморекламы и активно поддерживало и сам промысел, и художников. После развала Союза новой стране долго было не до искусства. Кто-то сменил работу, но многие остались в деле

Улица Горького похожа на большую палитру художника. Соседи будто соревнуются друг с другом, чей дом ярче и наряднее. А как иначе, в городе живут почти 6000 человек. 600 из них художники, то есть, считай, каждый десятый.

Михаил Галкин представляет другой Палех. И видит свой поселок по-другому, без художественных прикрас - работает в полиции. Со всей строгостью к голым фактам подтверждает статистику: тех, кто лакирует действительность, в Палехе много.

- Так, ну человек 10 точно. Только на Максима Горького, да вон, целое семейство в большом доме, все художники!

- А чем еще кроме искусства живет народ - палешане?

Михаил Галкин, житель п. Палех:

- То молочный домик, потом лесопромышленная компания. Че у нас? Остальные в Москву ездят.

- Тихо живет народ?

- По-разному, так-то тихо у нас, да. По сравнению с большим городом у нас потише.

Это заметно по тому, как дети в одиночку колесят по поселку - раскатывают застоявшиеся после зимы велосипеды. Их сверстники в мегаполисах без присмотра взрослых редко выезжают за пределы собственного двора. Здесь свободнее - все друг друга знают: кто из полиции, а кто, как художник Владимир Бушков, вооружен только кистью

Параллельно Владимир работает над иллюстрациями к новым изданиям "Слова о полку Игореве" и сказок Пушкина. Раньше заказами обеспечивали мастерские, в которых трудились художники. Зарабатывали хорошо: по двести рублей и больше за месяц при 120, которые в среднем получал инженер. Сейчас большинство мастеров работают на дому. Заказы ищут сами и признаются: жить на вольных хлебах стало сложнее.

Владимир Бушков, заслуженный художник РФ: "Все, кто выходит - молодые художники, которые сейчас выходят, им надо сейчас заработать, и они мечутся, не знают, что делать, заказов нет. Многие уезжают на техническую работу, такая как роспись храмов. Проблема здесь в том, что после таких долгих работ люди не садятся за лаковую миниатюру, теряется опыт".

И преемственность поколений. Раньше выпускника художественного училища в мастерской подсаживали к опытному наставнику - формировать вкус и фирменный палехский стиль, который трудно отшлифовать без чужой рецензии. И сохранить без стабильного спроса на товар. Туристы охают, увидев ценник: небольшая шкатулка стоит как смартфон, и уезжают с магнитами. Заказов из-за границы стало меньше и те нарасхват.

Владимир Бушков, заслуженный художник РФ: "Это холсты были выполнены по заказу русской миссии при ООН в Нью-Йорке. Из пушкинских сказок".

Еще одну серию холстов художник создал для российского посольства в Вашингтоне - пейзажи и русская тройка. То ли на классику спрос стал выше, чем на модерн, то ли современной России нечем похвастаться - вместо живописных сводок об успехах на экспорт идут воспоминания о великом прошлом.

Несмотря на небольшой спрос на товары с палехской росписью, в поселке до сих пор открыто Палехское художественное училище имени Горького. Там студентов учат работать в традиционном стиле. Срок обучения - чуть меньше 4 лет. Помимо квалификации мастера, выпускники получают и статус преподавателя. По данным учебного заведения, пятая часть учеников не находит работу по специальности.  

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)