То, что до Палеха уже рукой подать, легко определить по виднеющимся голубым куполам и колокольне Крестовоздвиженского храма. Он выглядывает из-за деревянных избушек, как драгоценное фамильное колье из расписной шкатулки. Той самой, что прославила небольшое село на весь мир. Рядом с храмом - дом-музей одного из основателей палехской лаковой миниатюры Ивана Голикова. Близкое соседство неслучайно: до того, как начать рисовать на ларцах, брошах и портсигарах, местные художники из поколения в поколение занимались иконописью и украшением храмов Ольга Колесова, Директор музея палехского искусства: "Они сельские жители и для них главное, наверное, это было жить в гармонии с природой. И вот эту вот гармонию мы и видим на палехских иконах. Фантастические травы, горки, как мы их называем. Потом такие же фантастические травы и деревья, такие же шпили и башенки мы увидим и на лаковой миниатюре". Иконописцы и начали собирать коллекцию этого музея еще в 18 веке. Писали новые иконы для окрестных храмов, а старые привозили в Палех. На этом учебном материале вырастало следующее поколение художников. Богатую коллекцию икон удалось сохранить в годы гонений на церковь. Тотемом для них и для всего Палеха стали новые произведения местных мастеров. Лаковая миниатюра, которой бывшие иконописцы занялись в поисках заработка, произвела фурор за границей: на выставках в Венеции и Париже. Ольга Колесова: "Палех представлял наше молодое государство за границей очень достойно. То есть, могли все видеть. Насколько государство поддерживает искусство крестьян, знает толк и не чинит препятствий бывшим иконописцам. Хотя здесь, безусловно, были репрессии, но они не были столь многочисленны, как в других местах". За границу уходила большая часть продукции. Крышки шкатулок все больше походили на передовицы советских газет: вот рабочие вяжут рекордный сноп сена, вот на поле выехал первый трактор. Молодое советское государство разглядело в миниатюре огромные возможности для саморекламы и активно поддерживало и сам промысел, и художников. После развала Союза новой стране долго было не до искусства. Кто-то сменил работу, но многие остались в деле Улица Горького похожа на большую палитру художника. Соседи будто соревнуются друг с другом, чей дом ярче и наряднее. А как иначе, в городе живут почти 6000 человек. 600 из них художники, то есть, считай, каждый десятый. Михаил Галкин представляет другой Палех. И видит свой поселок по-другому, без художественных прикрас - работает в полиции. Со всей строгостью к голым фактам подтверждает статистику: тех, кто лакирует действительность, в Палехе много. - Так, ну человек 10 точно. Только на Максима Горького, да вон, целое семейство в большом доме, все художники! - А чем еще кроме искусства живет народ - палешане? Михаил Галкин, житель п. Палех: - То молочный домик, потом лесопромышленная компания. Че у нас? Остальные в Москву ездят. - Тихо живет народ? - По-разному, так-то тихо у нас, да. По сравнению с большим городом у нас потише. Это заметно по тому, как дети в одиночку колесят по поселку - раскатывают застоявшиеся после зимы велосипеды. Их сверстники в мегаполисах без присмотра взрослых редко выезжают за пределы собственного двора. Здесь свободнее - все друг друга знают: кто из полиции, а кто, как художник Владимир Бушков, вооружен только кистью Параллельно Владимир работает над иллюстрациями к новым изданиям "Слова о полку Игореве" и сказок Пушкина. Раньше заказами обеспечивали мастерские, в которых трудились художники. Зарабатывали хорошо: по двести рублей и больше за месяц при 120, которые в среднем получал инженер. Сейчас большинство мастеров работают на дому. Заказы ищут сами и признаются: жить на вольных хлебах стало сложнее. Владимир Бушков, заслуженный художник РФ: "Все, кто выходит - молодые художники, которые сейчас выходят, им надо сейчас заработать, и они мечутся, не знают, что делать, заказов нет. Многие уезжают на техническую работу, такая как роспись храмов. Проблема здесь в том, что после таких долгих работ люди не садятся за лаковую миниатюру, теряется опыт". И преемственность поколений. Раньше выпускника художественного училища в мастерской подсаживали к опытному наставнику - формировать вкус и фирменный палехский стиль, который трудно отшлифовать без чужой рецензии. И сохранить без стабильного спроса на товар. Туристы охают, увидев ценник: небольшая шкатулка стоит как смартфон, и уезжают с магнитами. Заказов из-за границы стало меньше и те нарасхват. Владимир Бушков, заслуженный художник РФ: "Это холсты были выполнены по заказу русской миссии при ООН в Нью-Йорке. Из пушкинских сказок". Еще одну серию холстов художник создал для российского посольства в Вашингтоне - пейзажи и русская тройка. То ли на классику спрос стал выше, чем на модерн, то ли современной России нечем похвастаться - вместо живописных сводок об успехах на экспорт идут воспоминания о великом прошлом. Несмотря на небольшой спрос на товары с палехской росписью, в поселке до сих пор открыто Палехское художественное училище имени Горького. Там студентов учат работать в традиционном стиле. Срок обучения - чуть меньше 4 лет. Помимо квалификации мастера, выпускники получают и статус преподавателя. По данным учебного заведения, пятая часть учеников не находит работу по специальности.