Палех - посёлок мастеров
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/paleh-gorod-masterov-25912.html
То, что до Палеха уже рукой подать, легко определить по
виднеющимся голубым куполам и колокольне Крестовоздвиженского храма. Он
выглядывает из-за деревянных избушек, как драгоценное фамильное колье из
расписной шкатулки. Той самой, что прославила небольшое село на весь мир. Рядом
с храмом - дом-музей одного из основателей палехской лаковой миниатюры Ивана Голикова. Близкое соседство
неслучайно: до того, как начать рисовать на ларцах, брошах и портсигарах,
местные художники из поколения в поколение занимались иконописью и украшением
храмов
Ольга Колесова,
Директор музея палехского искусства: "Они сельские жители и для них
главное, наверное, это было жить в гармонии с природой. И вот эту вот гармонию
мы и видим на палехских иконах. Фантастические травы, горки, как мы их называем.
Потом такие же фантастические травы и деревья, такие же шпили и башенки мы
увидим и на лаковой миниатюре".
Иконописцы и начали собирать коллекцию этого музея еще в 18
веке. Писали новые иконы для окрестных храмов, а старые привозили в Палех. На
этом учебном материале вырастало следующее поколение художников. Богатую
коллекцию икон удалось сохранить в годы гонений на церковь. Тотемом для них и
для всего Палеха стали новые произведения местных мастеров. Лаковая миниатюра,
которой бывшие иконописцы занялись в поисках заработка, произвела фурор за
границей: на выставках в Венеции и Париже.
Ольга Колесова: "Палех
представлял наше молодое государство за границей очень достойно. То есть, могли
все видеть. Насколько государство поддерживает искусство крестьян, знает толк и
не чинит препятствий бывшим иконописцам. Хотя здесь, безусловно, были
репрессии, но они не были столь многочисленны, как в других местах".
За границу уходила большая часть продукции. Крышки шкатулок
все больше походили на передовицы советских газет: вот рабочие вяжут рекордный
сноп сена, вот на поле выехал первый трактор. Молодое советское государство
разглядело в миниатюре огромные возможности для саморекламы и активно
поддерживало и сам промысел, и художников. После развала Союза новой стране
долго было не до искусства. Кто-то сменил работу, но многие остались в деле
Улица Горького похожа на большую палитру художника. Соседи
будто соревнуются друг с другом, чей дом ярче и наряднее. А как иначе, в городе
живут почти 6000 человек. 600 из них художники, то есть, считай, каждый
десятый.
Михаил Галкин
представляет другой Палех. И видит свой поселок по-другому, без художественных
прикрас - работает в полиции. Со всей строгостью к голым фактам подтверждает
статистику: тех, кто лакирует действительность, в Палехе много.
- Так, ну человек 10 точно. Только на Максима Горького, да вон,
целое семейство в большом доме, все художники!
- А чем еще кроме искусства живет народ - палешане?
Михаил Галкин, житель п. Палех:
- То молочный домик, потом лесопромышленная компания. Че у
нас? Остальные в Москву ездят.
- Тихо живет народ?
- По-разному, так-то тихо у нас, да. По сравнению с большим
городом у нас потише.
Это заметно по тому, как дети в одиночку колесят по поселку
- раскатывают застоявшиеся после зимы велосипеды. Их сверстники в мегаполисах
без присмотра взрослых редко выезжают за пределы собственного двора. Здесь
свободнее - все друг друга знают: кто из полиции, а кто, как художник Владимир Бушков, вооружен только кистью
Параллельно Владимир работает над иллюстрациями к новым изданиям
"Слова о полку Игореве" и сказок Пушкина. Раньше заказами
обеспечивали мастерские, в которых трудились художники. Зарабатывали хорошо: по
двести рублей и больше за месяц при 120, которые в среднем получал инженер.
Сейчас большинство мастеров работают на дому. Заказы ищут сами и признаются:
жить на вольных хлебах стало сложнее.
Владимир Бушков,
заслуженный художник РФ: "Все, кто выходит - молодые художники, которые
сейчас выходят, им надо сейчас заработать, и они мечутся, не знают, что делать,
заказов нет. Многие уезжают на техническую работу, такая как роспись храмов. Проблема
здесь в том, что после таких долгих работ люди не садятся за лаковую миниатюру,
теряется опыт".
И преемственность поколений. Раньше выпускника
художественного училища в мастерской подсаживали к опытному наставнику -
формировать вкус и фирменный палехский стиль, который трудно отшлифовать без
чужой рецензии. И сохранить без стабильного спроса на товар. Туристы охают,
увидев ценник: небольшая шкатулка стоит как смартфон, и уезжают с магнитами.
Заказов из-за границы стало меньше и те нарасхват.
Владимир Бушков,
заслуженный художник РФ: "Это холсты были выполнены по заказу русской
миссии при ООН в Нью-Йорке. Из пушкинских сказок".
Еще одну серию холстов художник создал для российского
посольства в Вашингтоне - пейзажи и русская тройка. То ли на классику спрос
стал выше, чем на модерн, то ли современной России нечем похвастаться - вместо
живописных сводок об успехах на экспорт идут воспоминания о великом прошлом.
Несмотря на небольшой спрос на товары с палехской росписью,
в поселке до сих пор открыто Палехское художественное училище имени Горького.
Там студентов учат работать в традиционном стиле. Срок обучения - чуть меньше 4
лет. Помимо квалификации мастера, выпускники получают и статус преподавателя.
По данным учебного заведения, пятая часть учеников не находит работу по
специальности.