Город Павловский Посад был учрежден императором Николаем Первым ровно 170 лет тому назад. Сегодня в городе можно полюбоваться Покровско-Васильевским монастырем, множеством часовен и колокольней Воскресенского собора - ее видно с любой точки. Горожане вот уже больше века сверяют время по башенным часам. Точно такие же куранты - на Спасской башне в Москве.  У башенных часов два врага - голуби и местные экстремалы-скалолазы. Голуби садятся на стрелки, экстремалы норовят пробраться под купол колокольни. С 19 века семья потомственного часовщика Андрея Попова смотрит за часами. Дед Андрея Сергеевича - Иван Михайлович - обслуживал часы больше 60 лет. На деревянной обшивке колокольни сохранились его инструкции и дневник. Завести башенные часы не так просто, как кажется. Сначала нужно сделать 111 оборотов, чтобы поднять гирю, которая отвечает за бой часов каждые 15 минут. Потом - еще 106 оборотов, чтобы завести сами часы. Циферблат часов в последний раз красили полвека назад, тогда же выкладывали сусальным золотом цифры. Сейчас Андрей Сергеевич время от времени подкрашивает стрелки, но бронзовой краской. Андрей Попов, часовой мастер: "Совсем по-другому будет выглядеть в первую неделю: блестит, потом начинает тускнеть. А вот сусальное золото... все равно блестит - с 59 года!" Всего в пяти минутах ходьбы от колокольни - платочная мануфактура. У нее есть свой покровитель. Василий Грязнов был компаньоном основателя фабрики Якова Лабзина, помогал бедным, строил школы и богадельни. 15 лет назад он был канонизирован как местночтимый святой Василий Павлово-Посадский. Виктор Зубрицкий, главный художник Павловопосадской платочной мануфактуры: "Целых два платка посвятили этому событию: канонизации, потом - десятилетию канонизации. Конечно, для нас это святое, потому что не у каждого предприятия и не у каждого города есть свой святой". В старину на создание платка - от эскиза до обвязывания бахромой - уходило больше года. Сейчас все что смогли - механизировали - и процесс ускорился в четыре раза. Несмотря на отработаную технологию, не все рисунки можно напечатать. Художница Валерия Фадеева трудилась над платком ручной работы ровно 9 месяцев Валерия Фадеева, художница Павловопосадской платочной мануфактуры : "Людям не хватает самого главного: любви, веры и надежды. Я подумала, что надо сделать сразу три [платка], но пока что это первый. Он называется "Цветы Любви". Не только создавать, но и носить платок - высокое искусство. Покупка каждого павлово-посадского платка - и не шопоголизм вовсе, а некое таинство. Женщины подбирают платки не к сумочке или туфлям - к душе. Валерия Фадеева, художница Павловопосадской платочной мануфактуры : "Женщины, приходя в магазин, находят своего художника. То есть художник и покупатель мыслят примерно в одном ключе". Про него говорят: строгий, но справедливый. Бабушки и мамы маленьких танцоров шушукаются в коридоре: "Как сегодня Юрий Васильевич? Не в духе?" Валентина Фролова, жительница Павловского Посада: "Дети выходят и говорят: "Юрий Васильевич нас поругал немножечко". А потом сами говорят, за что". Анасмблю народного танца "Калинка" недавно исполнилось 20 лет. Его бессменные руководители Марина и Юрий когда-то познакомились здесь, в Доме культуры: Марина была концертмейстером, Юрий - начинающим актером в драмкружке. После свадьбы в "Калинку" привели сначала старшую дочку, потом сына - некому было сидеть с детьми. Сейчас младшая - солистка "Калинки". Но путь на сцену не заказан никому: самой старшей участнице - за 50. Марина Попова, педагог: Мы же не просто учим танцам. Мы учим отношениям друг с другом, учим поддержке, сочувствию. Мы делаем одно общее дело, и его мы должны делать хорошо". В Павловском Посаде вообще жива эта традиция: если что-то и делать - то хорошо. Если следить за часами - то из поколения в поколение, так, чтобы шли веками. Если расписывать платки - так, чтобы их носил весь мир. Если заниматься коммерцией - так, чтобы за добрые дела причисляли к лику святых. Еще несколько слов о Василии Павлово-Посадском: Русская православная церковь канонизировала его не только за меценатство в родном городе. Василий был фабричным рабочим, который вел не самый праведный образ жизни. Раскаявшись, он ушел в монастырь и стал истинно верующим человеком. А еще и обратил в православие семь тысяч старообрядцев.