Пекша. Дом-музей пейзажа им. И.И. Левитана

В рубрике «Малые города России» отправимся в сельское поселение Пекша Владимирской области. Там есть дорога-музей - «Владимирка». Еще в XIX веке про нее говорили, что эта дорога страшнее каторги. По ней шли в кандалах арестанты в Сибирь. Путь их иногда занимал два года. Сейчас на месте дороги в Пекше березовая роща. Репортаж Анны Тарубаровой.

Здесь, звеня кандалами, оставили свои следы, а кто-то и жизни более двух миллионов ссыльных.

Эта берёза, конечно, не была свидетелем тех событий. Но на «Владмирке» она занимает особое место. Её посадил в 1955 году поклонник творчества Исаака Левитана. Считается, что именно с этой точки художник писал одну из главных картин в своей жизни.

«Володимирка», как подписал её Левитан, принадлежит Третьяковке. А в Пекшинском сельском поселении в первом частном музее Владимирской области выставлена её репродукция вместе с личными вещами живописца - зеркалом, фотографиями и пикантными историями о спутнице жизни опального художника - Исаак Левитан и сам был ссыльным - из столицы художника выселили по царскому указу как «лицо иудейского вероисповедания».

Из Москвы за ним уехала замужняя дама, которая именовала себя «жрицей душевного, умственного и художественного» - Софья Кувшинникова.

- Вот у нас есть такая маленькая дореволюционная коробочка, вот такая вот «Охотники на привале» и Дмитрий Павлович Кувшинников рассказывает охотничий анекдот. Это муж Софьи Кувшинниковой, но он был старше ее. Позволял ей жить, как она хотела.

Основатель музея Владимир Косярумов, как и Левитан, не из владимирских, но один из самых известных на здешней земле. Родился в Казахстане, выучился в Москве на инженера-электрика, позже занялся бизнесом. По молодости приезжал сюда отдыхать на туристическую базу одного оборонного предприятия и когда-то не родные места приглянулись.

Владимир Косярумов, учредитель дома-музея пейзажа им. И.И. Левитана: «У меня трое детей все выросли на этой базе отдыха. А вот в 94-м году, когда возникли трудности с оборонными заказами, и база эта по существу была брошена, я её выкупил».

Так на месте заброшенной базы потихоньку вырос целый музейный комплекс с галереей и домом пейзажа, о котором так мечтал Исаак Ильич. Сюда съезжаются на пленэр художники со всей страны - продолжатели традиций Левитана. Вот москвич Вадим Соловьёв готовится к выставке в Европе - там, говорит, устали от инсталляции и перформансов - истосковались по простоте и природе.

Вадим Соловьев, художник: «Они порой даже не знают, как назвать наши пейзажи. Говорят: «А какой стиль это?»

С момента открытия музей лишь раз получил помощь от властей - грант 300 тысяч из регионального бюджета потратили на организацию пленэра - живут здесь художники бесплатно. Владимир Косярумов скромно отвечает, что своих сил пока хватает да плюс на экскурсиях немного зарабатывают - возят гостей по окрестным усадьбам.

Владимир Косярумов, учредитель дома-музея пейзажа им. И.И. Левитана: «Говорили мне зачем тебе это нужно, но все-таки решил тот проект довести до конца, пока я живой. Назвался гусем, так будь жирным».

В штате два человека - за цветы и отчёты в налоговую отвечает Антонина Дюпина. В прошлом - главный бухгалтер давно закрытого совхоза и глава Пекшинского сельского поселения.

Антонина Дюпина, директор дома-музея пейзажа Им. И.И. Левитана: «От безделья, чтоб не маяться, тут бегаю - занимаюсь этим. Я близнецы. Я никогда не планирую ничего. Так пошла - увидела - сделала, пошла -увидела – сделала».

У овощного ларька в центре Пекши, где нет тех пейзажей, какими восторгался Левитан, можно встретить человека с итальянским акцентом, который на удивление не будет ругаться на отсутствие работы и перспектив для молодых. А скажет: «Искусство правит миром» и.… покажет.

Это Геннадий Бороушкин. Из 20 лет жизни - 15 путешествовал с родителями в поисках лучшей страны. За плечами Италия, Испания, Греция, Польша, Португалия, Марокко. Лучшим оказалось... родное село - вернулись в Пекшу - по вечерам с папой и мамой Геннадий закрывает огурцы на зиму, днём учит местных танцам.

- В фильме «Делай первый шаг», где снимается Антонио Бандерас, он учит мелких хулиганов танцевать и говорит: «Если вы умеете ходить, то можете танцевать».

Учится Геннадий на дизайнера. Мечтает открыть ресторан высокой культуры для земляков.

Геннадий Бороушкин, преподаватель танцев: «Многие не понимают, что только здесь ты будешь принятым и только здесь твой дом. Интеграции не существует, существует адаптация. Это наша страна, и мы её должны любить».

Пока молодёжь танцует в Доме культуры, неподалёку от заросшей «Владимирки» собирается вечерний клуб по интересам - так его здесь именуют пенсионеры, которые выходят на трассу торговать тем, что собрали в лесу и на огороде.

Нина Латышева, пенсионерка: «Если бы огорода не было, то мы пачку масла сливочного себе не купили».

Окажись Левитан в этих краях сегодня, возможно, он написал бы новую картину – «М7». (Анна Тарубарова, Евгений Величко и Дмитрий Алексеев, Пекша, Владимирская область, ОТР).

До революции сельское поселение Пекша называлось Ям и входила в состав Покровского уезда. На Руси ямом называлась почтовая станция с постоялыми дворами и конюшнями. Там содержали разгонных ямских лошадей. Заезжие ямщики могли там отдохнуть. Сейчас Пекша располагается в 14 километрах от райцентра Петушки на правом берегу одноимённой реки.