Новый репортаж из цикла "Малые города России". Мы отправляемся в Плёс Ивановской области, где писал свои знаменитые пейзажи Левитан, а Рязанов снимал "Жестокий романс". Сейчас вокруг Плёса бушуют уже политические страсти - здесь находится дача премьера Дмитрия Медведева, которая не дает покоя оппозиционным политикам. Дождь зарядил с самого утра и, очевидно, надолго. Мы грустно шутили, мол, вот он Плёс из ночных кошмаров отпускника: скопил деньги, приехал, а погода - хоть из номера не выходи. Но что "не сезон" для туриста, для местных - золотое время. На улицах тихо. Дома, рассыпанные по волжским берегам, еще не скрылись в зелени. Увидев эту гору с похожей деревянной церквушкой, Левитан напишет картину "Над вечным покоем". Плёс, как месторождение драгоценных пейзажей, разведали художники и кинематографисты. Здесь снимали "Жестокий романс", "Два капитана", "Золотой теленок" и другие известные картины. В жизни Исаака Левитана это место сыграло ту же роль, как для Пушкина - Болдино. Здесь художник написал 200 картин - почти пятую часть своего творческого наследия. Эти же пейзажи вдохновляют художников и сегодня. Зимний Плёс, летний, на закате или в утренней росе продают на набережной и в частных галереях по цене от тысячи рублей до миллиона за картину. Лев Николаев, художник: "Какая-то мгла, неуютно себя чувствуешь, и хочется цвета. Яркого цвета. Начинаешь писать цветы". Второй этаж дома художник Лев Николаев построил, продав две свои картины щедрой туристке из Германии. Заработка за сезон обычно хватает на весь год, но каким он будет: жирным или постным, угадать сложно. Лев Николаев: "Это в какой-то мере рулетка. Бывает, месяц-другой - никто не заходит, ничего не покупает. Где-то начинаешь переживать, где-то кушать захотелось. Тут зайдет какой-нибудь человек непонятно откуда, наберет кучу картин. И все". Через месяц-полтора машины с чужими номерами начнут колесить по улицам в поисках свободной парковки. В Плёс с населением меньше двух тысяч человек каждый год приезжают полмиллиона гостей: зимой катаются на лыжах, летом - по Волге. Чтобы перевести дух, заглядывают в музеи. Первые экспонаты были из раздела декоративно-прикладного искусства: шкатулки Федоскино, Палех, Мстёры, Холуй. Потом была русская майолика, расписная глина, и советский фарфор. Эту коллекцию Юрий Марушкин собирал годами на деньги, которые зарабатывал на ивановских заводах. Вышел на пенсию, открыл частный музей. "А вот эта вот фигурка Ленина - это бюст 1924 года. Это год смерти Ленина, еще не было такого идеологического влияния, он, видите, какой-то весь несобранный, несуразненький. Это уж потом, когда за него взялись великие скульпторы, он у нас и в плечах раздался, и все". Метаморфозы в искусстве помогают понять перемены, которые происходили в стране. Музей популярен. Для иностранца рассказ очевидца советской эпохи сродни просмотру фантастического фильма. Многие наши тоскуют по прошлому, которое память уже успела залакировать, словно расписную шкатулку. Так что оно кажется ярче и лучше настоящего, над которым еще нужно работать. Юрий Марушкин, директор Музея фарфора, лаков и живописи в Плёсе: "Все-таки раньше люди дружили и не только семьями, а просто и улицами, и соседями. Это спокойствие за свою жизнь. И видение перспектив на очень большое количество времени - вплоть до пенсии, честно говоря". Государство было социальным, продолжает Юрий рассказ в прошедшем времени. Хотя с такой подачей вряд ли согласны все посетители его музея. На одной из фотографий Дмитрий Медведев. Одет неофициально, по-дачному. Недвижимое имущество главы правительства и в том числе его дачу в Плесе страна начала широко обсуждать недавно после фильма, который опубликовал в интернете Фонд борьбы с коррупцией. Для местных соседство со вторым лицом в государстве давно не новость. Без камеры многие охотно рассказывают, как видели чету Медведевых кто в храме, а кто якобы и в обычном магазине. Об этом частном отеле федеральные издания стали писать сразу после того, как премьер здесь пообедал. Елена Маньенан, директор отеля: "Делаем вкусный роскошный сироп, в этот сироп добавляем подвяленный яблочки". Русско-французская семья Маньенан приехала в Россию 20 лет назад. Муж Елены решил написать книгу, о том, как российская глубинка переживает постперестроечное время. Супруги вместе с детьми долго колесили по стране. Спустя 7000 км историй уже хватало на двухтомник, но жизнь в одноэтажной России пришлась по душе, и семья решила остаться. Купили старые дома, перестроили их под частный отель. Теперь знакомят своих посетителей со страной, которую открыли в путешествии, рассказывают о местах, в которых побывали и о людях, с которыми познакомились. Елена Маньенан: "Вот это делает женщина из старинного города Середа - ныне Фурманов, которая когда-то работала с детьми, а потом в безвременье ей пришлось уехать в Москву и работать консьержкой вот она может вот это, а вынуждена была сидеть лифты чужие охранять". Сейчас Елена строит эко-деревню в 3 км от Плёса. Там свое хозяйство с кроликами, курами и перепелками. Пруд с рыбой и конюшня. Агротуризм набирает популярность. Сбежать из большого города время от времени хочется многим, но кардинально менять жизнь страшно. Другое дело: переехать в деревню на выходные. Авторы спецпредложения не скрывают побочных эффектов: спокойная жизнь на волжском берегу затягивает, проверили на себе. Возможно, возвращаться уже не захочется. Сейчас в Плёсе готовятся к очередному ежегодному кинофестивалю имени Андрея Тарковского. Уже в 9 раз в небольшом кинотеатре на берегу Волги соберутся известные актеры и режиссеры. А небольшой, еще советской постройки, кинозал снова не сможет вместить всех зрителей. Они едут в Плёс со всей страны. А где еще можно посмотреть настоящее российское авторское кино, те фильмы, которые, возможно, никогда не дойдут до широкого экрана.