Поленово. Усадьба Василия Поленова
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/polenovo-usadba-vasiliya-28546.html Лес вдоль Оки кажется непроходимым и нетронутым цивилизацией. Но вот из-под пышной шевелюры выглянули тропинки, а на них - люди с мольбертами. Это художники из Белоруссии. Приезжают за золотой осенью на Оку 11-й год подряд.
Дмитрий Пуховский, преподаватель изобразительного искусства: "Детям так понравилось. По вечерам мы скатывались с этой горы из города мастеров и прямо на дебаркадер - закаты писать. И вот прощальный ужин - сидит девочка Маша грустная над кашей гречневой, нашей любимой. И вдруг смотрю - в эту кашу начинают медленно капать слезки. Ей было жалко расставаться".
Нежные чувства к этим местам почти полтора века назад сразили художника-живописца Василия Поленова. Он так воодушевился, что решил устроить усадьбу. Не только для себя. Холм с ласковым названием Борок, потому что лес тут небольшой, стал первым в России художественным деревенским музеем.
Вера Сергеевна хозяйка города мастеров. Этот город - что-то вроде гостиницы с выставочным залом на первом этаже. Творить можно не вставая с кровати - стоит распахнуть окно.
Вера Федосова, сотрудник музея-заповедника В.Д.Поленова: "Здесь даже слышно, как ёжики ходят. Я вас не обманываю. Трещат веточки, Кабаны идут на водопой. У нас косули здесь - семья целая проходит на водопой".
Вера Сергеевна знает здесь каждую тропинку - от села, где выросла, до Поленова полчаса пешком. Правда, для неё они обернулись годами. До галерей работала на земле - село кормил животноводческий комплекс, который, в отличие от музея, перестройку не пережил.
Вера Федосова, сотрудник музея-заповедника В.Д.Поленова: "Мне было 24 года. У меня было в подчинении 60 мужчин от 16 лет до 60 и больше. Трактористы, механизаторы. Чем занималась? На полях сеяли, сажали, убирали".
Дорожки, протоптанные с детства для большинства жителей окрестных деревень и сёл ведут в Большой дом. Нет здесь такого школьника, который бы не сидел у камина или не ставил спектакли в комнате с видом на сосновую аллею, посаженную самим Поленовым.
Наталья Грамолина, заместитель директора по научной работе: "Для меня Поленов давно перестал быть просто художником. Это человек, который абсолютизирует идею абсолютно правильного миропонимания. Можно прийти на пустое место и сделать рай земной, как это было 125 лет назад. Он ведь пришел на чистый холст".
Для Натальи Грамолиной, жены внука Василия Поленова, музей-заповедник несмотря на свой почтенный возраст до сих пор ребёнок. Она так и говорит - мы занимаемся педиатрией. Поленово - семейное дело. В которое периодически пытаются вмешаться люди с толстыми кошельками, охочие до лакомых участков земли. Безуспешно.
Как пример того, что о дачах нынче мечтают чаще, чем о школах - вот это здание. В советские годы здесь было общежитие, швейное производство, а вообще сам Поленов строил его как школу для борьбы с безграмотностью в деревне. Так вот четверть века с перестройки оно стояло заброшенным, пока не удалось выбить деньги на ремонт. Получился центр творчества.
Теперь здесь можно научиться рисовать, мастерить из бересты, делать аппликации. Сегодня пятница - мастер-классов нет. Обычно они проходят по выходным. Но для нас обещали сделать исключение.
Сегодня можно научиться заправлять станок. Нитки, выстроились в 512 рядов - если размотать, займут весь коридор.
Ткачиха Марина Михайловна из возвращенцев. 30 лет назад уехала отсюда в Комосомольск-на-Амуре. Работала диспетчером на транспорте. Говорит, коллеги на Дальнем Востоке увидят, наконец поверят, за какое дело взялась.
Марина Новикова, смотритель музея: "Когда ткёшь, как будто ты поёшь".
А в соседнем зале должны танцевать. Это балетный класс. Но он пустует с самого открытия - три года. Всё это время поленовцы ищут преподавателя хотя бы на месяц - вместо зарплаты предлагают полный пансион в заповеднике, но охотников приезжать в село и заниматься с детьми просто так нет. Видимо, слова Поленова о том, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит, воспринимают слишком буквально.
В 1892 году поленовский музей стал первым в России художественным музеем в деревне, доступ в который открыт для всех. А в 1918 году советские власти взяли его под охрану как не подлежащий конфискации. Тогда же Поленово объявили национальным достоянием.
Поленово. Усадьба Василия Поленова