Русскинская. В гостях у народа «Божьей реки» - хранителей традиций хантов

В рубрике "Малые города России" отправимся в Русскинскую. Это небольшое поселение в 130 километрах от Сургута расположилось на реке Тром-Аган, что в переводе с хантыйского - означает Божья река.

Свое название - Русскинская получила от фамилии первого жителя. Его звали Иван Русскин. Ханты - живут в этих краях с незапамятных времён и до сих пор бережно хранят свои традиции. В гостях у северного народа побывал корреспондент ОТР Рустем Давыдов.

Это древний танец охотников. Именно он и сейчас открывает любой праздник. Танцуют все - отговорки не принимаются: по поверьям - не станцуешь - обидишь покровителя хантов - медведя.

До сих пор рассказывают легенды о шаманах, которые могли вызвать дождь и даже предотвратить войну.

Сергей Сопочин, ученик 10 класса Русскинской национальной школы-интерната: «Бубен - это ритуальный инструмент. Есть старики - шаманы у нас. Они стучат и видят будущее».

Женщины у хантов - хранительницы очага. В ожидании главы семейства они зачастую танцевали прямо за рукоделием - в чумах, сидя. Поэтому женский танец - почти на одном месте.

Танцевать нужно обязательно в платке - чтобы потом медведь не узнал приглянувшуюся ему танцовщицу и не утащил в берлогу. Платок закрывает лоб - женщина замужем, оставляет открытым лицо или кокетливо лежит на плечах - у молодого танцора есть шанс найти себе на празднике жену.

Фатима Аушева, руководитель ансамбля «Фольклор Югры»: «При танце - обязательно, вот эта традиция - не руками мы показываем - а кисточками, движения плавные».

Здесь существует правило: " Не болтай попусту. Слово материально. Не теряй лицо». Мужчины с детства немногословны - как и подобает охотникам, девушки - скромны.

Фатима Аушева, руководитель ансамбля «Фольклор Югры»: «Плавность движений и, знаете, - по менталитету: девочки отдельно, мальчики отдельно».

Фатима Аушева знает, о чем говорит. Ингушка из Казахстана переехала в Русскинскую четыре года назад, чувствует себя здесь - как дома.

Фатима Аушева, руководитель ансамбля «Фольклор Югры»: «Там у я учила детей казахским танцам. И, вы знаете, они похожи на моих земляков - казахстанцев. Родной - ингушский, русский, ну, теперь сказали - научат. Они учат, девчонки!»

До начала прошлого века у хантов не было своей письменности. Хотя первая книга на хантыйском языке и была издана еще в 1868...в Лондоне - Евангелие от Матфея. Но до сих пор многие песни и легенды хантов не записаны.

Татьяна Сайнакова, преподаватель хантыйского языка Русскинской национальной школы-интерната: «Учебников нету, мало - у нас все устное. Какие-то новые сказки или что - то новое узнают, мы это записываем».

Ко взрослой жизни готовятся с детства. Поэтому на физкультуре - метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты. Девочек учат рукоделию. Игрушки делают сами - из перьев, войлока, бисера.

- Птичка, птичка! Где твои лук и стрелы?

- На том пенечке.

В дом мужа молодая жена обычно приносила мешочек с рукоделием и свои детские игрушки.

Ольга Покочева, специалист отдела национальной культуры Русскинского музея природы и человека им. А.П. Ядрошникова: «Свекровь смотрела ее качество работ. Зависело от того, как она изготавливала в детстве куколок. Если куколки аккуратно прошиты, бисер - невеста мастеровая, значит внуки будут обшиты, одеты, и муж будет красивый».

Олени для хантов - это и еда, и одежда, и дом. Из пяти шкур шьётся зимняя мужская одежда. Для чума нужно около 30. Олень - это и валюта: цена снегохода - от 15, калым за невесту - от 40 животных.

Первое хантыйское правило - никогда не рассказывать, сколько у тебя оленей. Второе: не спрашивать про размер стада - невежливо. Но для традиционной семьи, чтобы просто продержаться год, необходимо стадо минимум в 500 голов.

По легенде один из бедных хантов придумал вот эту головоломку для того, чтобы пополнить свое стадо. Нужно переместить деревянную фигурку, которая символизирует оленя - на другую сторону. Выигравший получал одного оленя. У меня не получилось.

- Как это делается?! Получается - я проиграл одного оленя?

- Да, проиграли.

В каждом хантыйском доме есть голова медведя - ханты считают его своим предком. Впрочем - это не мешает охотникам убивать животное. Добытый зверь - повод для праздника. На глаза убитого самца кладут монеты. На голову медведицы накидывают платок.

Татьяна Ядрошникова, директор музея природы и человека им. А.П. Ядрошникова: «Приходят к голове, они молятся, они гадают, предсказывают. Платков становится все больше. Задают вопрос и нарты поднимают. И в какой-то определенный момент нарты становятся тяжелые, они как будто прилипают к полу, их невозможно просто оторвать. Это говорит о том, что духи дают положительный ответ. На палке 80 зарубок - это говорит о том, что 80 песен в течении трех дней было посвящено и исполнено для медведя».

Лингвисты считают - язык этого крохотного сибирского народа близок к венгерскому. Они не прощают обид, как сицилийцы. Их семьи могут враждовать между собой веками - как Монтекки и Капулетти. Еще столетия назад они играли на семиструнной арфе - как древние греки. А во время медвежьих игрищ женские роли здесь исполняют мужчины - как актеры японского театра Кабуки. Сами себя они называют "ханти" - то есть просто - "люди".

Всех людей мы называем "ханты".

Ханты - русский, ненец и узбек,

Потому что это слово "ханты" в переводе - значит "человек".

Это слово северным сиянием пусть пылает и в полярной мгле.

Помни наше мудрое названье: "ханты"- все народы на Земле.

(«Ханты», слова Владимира Волдина, перевод Эрлена Кияна)

Жители Русскинской очень гордятся своим музеем, который признан одним из семи чудес Тюменской области. Четыре тысячи экспонатов рассказывают о многовековой истории этого края. Каждый год музей Русскинской посещают более 15 тысяч туристов.