Сабетта погрузилась в ночь... полярную. Следующий раз солнце взойдет здесь только через месяц. Зима со снежными метелями и пронизывающим ветром длится здесь 8 месяцев. Плюс, сказывается близость холодного Карского моря. Из-за почти стопроцентной влажности воздуха мороз кажется на 10-12 градусов крепче, чем показывает термометр. Но даже такие суровые условия не пугают рабочих, которые строят завод по производству сжиженного природного газа. Сабетта стоит на крупном месторождении углеводородов. Масштаб арктической стройки сейчас виден лишь пару часов, когда ночь сменяется сумраком. Двухкилометровый круизный лайнер посреди тундры - таким кажется завод издалека - обретает отчетливые формы. Вот эта конструкция, похожая на ракету, готовую к взлету - сердце завода - главный криогенный теплообменник. Именно он делает газ сжиженным. Таких здесь будет три. После запуска они будут ежегодно производить 16,5 миллионов тонн готовой продукции. Строительство ведется круглосуточно, в две смены. Первая технологическая линия завода на пять с половиной миллионов тонн в год начнет работать уже следующей осенью. Пуск остальных намечен на 2018 и 2019 годы. Стоимость проекта - 27 миллиардов долларов. Евгений Кот, генеральный директор "ЯМАЛ СПГ": "Мы реализовали уже по долгосрочным контрактам, порядка 20-25 лет контракты, 96% продукции, производимой всеми тремя очередями. Основная часть, порядка 85% предназначена для поставок в азиатско-тихоокеанский регион на новые рынки для российского газа. Немного в Европу - это тоже новый для российского газа рынок, именно в виде СПГ - это Испания". По суше в Сабетту не доберешься. Стройматериалы, технику и оборудование сюда завозят по Северному морскому пути. Дорогу грузовым кораблям зимой пробивают ледоколы. Рабочие прилетают в Сабетту на самолетах и вертолетах. В прошлом году газовая компания открыла здесь аэропорт, с регулярными рейсами в Москву, Новый Уренгой, Самару, Уфу и Салехард. Иван Фишерг, мастер строительных работ: "Привлекла стройка тем, что здесь заработная плата больше чем в родном городе Бийске. Приехали мы сюда, нас трое человек было.Строим восточную эстакаду, по которой будет проходить газ. Получается, с завода в резервуары". На арктической стройке заняты 23 тысячи человек. В Сабетту приезжают на заработки со всей страны. Вахтовики живут в модульных общежитиях. По 4 или 8 человек в комнате. Еду для них готовят повара столовой. Плотно пообедать здесь можно за 150 рублей. А после морозной смены, в местном магазинчике не протолкнуться: суровые работяги спешат закупиться сладостями, как школьники. Дмитрий Долгошеин, вахтовый рабочий: - Тут много чего не хватает. Сладкого в том числе - Как в армии? - Получается так, как в армии. - Ну, а что в основном берете, конфеты, шоколад? - Шоколад, потому что это расходный материал. Самая лучшая валюта здесь, на Сабетте, это шоколад. Шоколадка заменяет бутылку, с помощью которой в России принято решать все проблемы. В Саббете сухой закон. Алкоголь здесь не продают. Привозить с собой тоже нельзя, отбирают еще в аэропорту. Нарушителей табу - отправляют домой безоговорочно. Свободное время вахтовики проводят в спорткомплексе. С групповыми играми сложней. Из-за того, что рабочие в городке постоянно меняются, создать постоянные спортивные команды не получается. Владимир Черноволенко, вахтовый рабочий: "График так расписан, что те же волейболисты, через день мы те же баскетболисты. Три раза футбол, по два раза волейбол или баскетбол". Поселку всего несколько лет, но в нем есть настоящие старожилы. Это ненцы, которые испокон веков пасут в этих местах оленей. В паспорте в графе место рождения у них значится просто: тундра. Олег Окотэтто, главный специалист завода по взаимодействию с местным населением: - Здесь 53 семьи, это где-то 260 человек здесь на территории участка проживает. - А участок большой? - Участок большой: от Тамбея, Кюру -Уяха и оттуда до Густинлую-Уяха. Чтобы не перекрывать маршруты перегона оленей, заводчане сделали через свои дороги и газопроводы специальные переходы для животных. По ним ежегодно проходят больше четырех тысяч северных оленей в поисках новых пастбищ. Но с неудобствами к оленеводам пришли и блага вахтового городка: теперь у них есть поблизости больница, магазин и полицейский участок. К тому же, строители отдают кочевникам деревянные обрезки со стройки, чтобы те отапливали свои чумы Егор Окотэтто, оленевод: "Сейчас у нас связь появилась, всё есть: дрова есть, соляра есть. А раньше вообще ничего не было тут". У местных ненцев появились и наличные деньги. Вахтовики покупают у них мясо и рыбу, а также сапоги из олених шкур. Несколько оленеводов устроились работать на завод. После того как "Ямал СПГ" будет построен, вахтовый городок станет опорной базой для изучения новый газовых месторождений полуострова. По самым скромным подсчетам, ямальского газа хватит на ближайшие 30 лет. И еще один грандиозный проект, к Сабетте будет построена железная дорога протяженностью 170 километров от станции Бованенково. Это часть так называемого северного широтного хода "Энергия Арктики". Построить участок должна к 2019 году частная компания, которая потратит на это более 100-та миллиардов рублей.