В весеннем Сальске блеснул золотом эполетов и погонов белогвардейский генерал Марков - дожди и солнце, сбив черную бронзовую окалину, привели генеральским мундир в парадный вид. Иван Сагайдак, житель г. Сальска: "Вот этот Марков, я бы, конечно, его не поставил, была бы моя воля. Это - белогвардеец, которого убили мои дяди там вон, под селом Шаблиевка. Я бы его не поставил". "Генерал Марков" - первый в России памятник активному борцу с Советской властью, установлен не где-нибудь, а на улице Ленина еще в 2003 году. Сальск вообще – город памятников и памятных табличек. На каждом перекрестке центральной улицы по два на противоположных сторонах. Напротив мемориала погибшим милиционерам – монумент чернобыльцам, около мирового суда - 22-летнему Ивану Коломейцеву, первому советскому послу в Иране. На следующем перекрестке – Василию Нечитайло, местному Третьякову, основателю Сальской картинной галереи. Василий Шеховцов, директор Сальского художественного музея им. В.К. Нечитайло:"Наши выдающиеся художники того времени. Вот Владимир Серов, вот Александр Лактионов - "Письмо с Фронта". Виктор Цыплаков, Куликов – ученик Репина". Если рассмотреть центр Сальска в плане, можно увидеть, как выделены все улицы застройки первых пятилеток: город будто расчерчен на идеальные квадратики. Градообразующая - железнодорожная станция, от вокзала идеально прямо тянется улица Ленина. Строго перпендикулярно ей – второстепенные, и дома – жилые и административные, без исключений: либо вдоль, либо поперек "красной" линии. Сальский вокзал доживает последние месяцы. Здание отслужило свой почти семидесятилетний срок и его будут сносить полностью, вместо него построят современный пассажирский терминал. По железной дороге отсюда можно по трем направлениям добраться напрямую до курортов Черного моря, Ростова-на-Дону и на Урал. По летнему расписанию пассажирские поезда пойдут через Сальск с интервалом в минуты, но с длинными остановками в городе. Елена Неижмак, начальник железнодорожного вокзала Сальск: "До 40-ка минут здесь стоянки поездом - техническое обслуживание, снабжение водой, могут локомотивную тягу менять! Сейчас начнется летнее расписание, поездов будет много, и вызовов будет много на поезда: жарко, что-то скушали не то, роды". В городском ДК, некогда ДК железнодорожников, дневной премьерный прогон "Кота в сапогах". Режиссер народного кукольного театра Татьяна Козловская – железнодорожник на пенсии. Труппа образовалась волею случая: в подвалах старого дома культуры случайно обнаружили несколько тростевых кукол - еще советской театральной студии. Не пропадать же такому добру! Татьяна Козловская, режиссер народного театра кукол г. Сальска: "Куклы - они очень старинные, переделывали на каждый спектакль. Елена Васильевна Ведевкина, Ковалева Елена Николаевна куклам дали вторую жизнь. Перерисовывали им лица, перешивали одежду на них". На вечернее представление куклам меняют наряды: маркиз Карабас превращается в гарного казака Макара, принцесса – в чернобровую казачку Оксану. "О песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном" - первая кукольная постановка с казацким колоритом. Елена Ковалева, актер народного кукольного театра: "В начале самой сказки, именно "Гэ" - казаки разговаривают. Песни поют! Добавлялась музыка соответствующая - в конце идет монолог "Любо!". Казаки, когда смотрели, браво было!" На театральном конкурсе "Жемчужина Кубани" постановка завоевала гран-при, на премию, сопутствующую награде, артисты закажут новых кукол. Через станцию юных техников Сальска прошло почти все взрослое население города. Учреждение дополнительного образования до сих пор официально имеет статус Дома пионеров. Сейчас здесь занимаются более 1200 школьников из Сальска, окрестных сел и соседних районов - занятия бесплатные. Финансирует станцию районный бюджет. Владимир Кириллов, авиамоделист:"Я собирал такие самолеты как Ла-5, МиГ-3, на данный момент делаю И-16". Современные лего-конструкторы и наборы робототехники сальским моделистам недоступны, дорого. Для создания кораблей и планеров годятся простые материалы и комплектующие - что-то умельцы несут из дома, помогают меценаты. И приходится латать старые моторы советских времен. Сергей Ульянов, руководитель авиамодельного кружка СЮТ г. Сальска: "А так, чтобы делать очень хорошие модели, радиоуправляемые, а радиоуправляемы стоят около 15 тысяч рублей, это такое, посредственное радиоуправление. Плюс моторы! Мотор на воздушный бой – 15 тысяч рублей, а у нас моторы все 80-х годов выпуска". Некогда степной Сальск был довольно крупным индустриальным городом - здесь строили сельскохозяйственные машины и кузнечные прессы, собирали мебель, шили одежду и меховые изделия, ремонтировали тяжелый автотранспорт. В экономических планах региона Сальск сегодня – только центр переработки продукции сельского хозяйства и, традиционно, транспортный узел. В весеннем Сальске блеснул золотом эполетов и погонов белогвардейский генерал Марков - дожди и солнце, сбив черную бронзовую окалину, привели генеральским мундир в парадный вид. Предприятия Сальска гремели на весь Советский Союз. Завод кузнечно-прессового оборудования выпускал необходимую для страны сельхозтехнику, мебельный комбинат экспортировал шкафы, столы и стулья в Монголию, Индию и Гвинею. А шубы и шапки из каракуля, которые шили на местной меховой фабрике, носили высокопоставленные чиновники – сальскую продукцию поставляли в московский ЦУМ.