Сапожок: когда и почему его население уменьшилось в 33 раза и в чем уникальность сапожковского костюма
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/sapozhok-kogda-pochemu-ego-naselenie-umen-shilos-10106.html
Мы продолжаем рассказывать
о малых городах России. И сегодня речь пойдет о Сапожке Рязанской области.
Меньше чем за сто лет это место из крупного промышленного центра превратилось в
город швей. Там работает фабрика, на которой трудятся только женщины. Пока
мужчины зарабатывают деньги в других городах.
В Сапожке, как и в Москве,
есть кольцевая автодорога, кругом огибающая поселение по его границе. Плохо
лишь, что въезд в городок только один. Через этот узкий мост с односторонним
движением.
Владимир Куникеев,
водитель: "За этот мост нужно кое-кого за что-то взять и повесить! Потому
что уже не раз колеса кололи. Мы, бывает, утром по полчаса стоим. Тем более, в
одну сторону пропускают".
Торчащая из настила моста
арматура рвет колеса, колдобины, которые больше похожи на снарядные воронки -
подвеску машины. Приезжим жители объясняют, что их городок всем хорош. Кроме
мостов и дорог. Второй сапожковский мост, соединяющий две жилых улицы с центром
поселения, угрожающе провис. По нему даже ходят с опаской.
Александр Добычин,
ветеринарный врач: "Вот этот угол обвалился буквально через месяц. Потому что
сделали из гнилушек. Он обломился - машина ехала. Она чудом туда не соскочила".
Деревянный мост недавно
пережил капитальный ремонт, сразу после которого провалились доски перекрытия и
треснули деревянные сваи. С тех пор пожарные машины и кареты "скорой"
по нему не ездят.
Мария Боярышникова,
пенсионерка: "Скорая" как поедет ко мне ночью?! Ведь все приступы
ночью с нами случаются. Мне все-таки 73 года. Позвоню и жду "скорую".
А ведь были такие случаи, что и не приезжали!".
Купеческие домики в центре
Сапожка напоминают о "золотом веке" поселения. В начале 20 века здесь
работало шестьсот фабрик и заводов. Население Сапожка насчитывало 165 тысяч
человек. Сегодня не больше 5 тысяч. Действующие предприятия можно пересчитать
по пальцам. Главное богатство современного Сапожка - целебная грязь.
Елена Добычина, директор
Сапожковского музея: "Содержание минеральных веществ в этих грязях
приравнивается к Франценсбадскому курорту. Приезжают сюда с палочками, уезжают
без палочек. Или кого на носилках привозят, те потом уезжают отсюда на своих
ножках".
Чтобы попасть в местный
грязевой санаторий, люди месяцами стоят в очереди. А еще Сапожок одевает
мужское население России в спецодежду. Надежда Кузнецова за пять лет работы на
швейной фабрике "Роба" дослужилась до старшего мастера производства.
В ее подчинении 170 швей, и своей работой Надежда довольна. Хоть и считает ее
тяжелой.
Надежда Кузнецова, старший
мастер швейного производства: "Да, тяжело! Очень тяжело с женщинами! Характер
у всех разный - спокойный, вспыльчивый… У всех разный".
Средняя зарплата на
швейной фабрике - 13 тысяч. Но найти другую работу женщинам в Сапожке
невозможно. Отправиться на заработки, как мужья, они тоже не могут.
Надежда Кузнецова, старший
мастер швейного производства:" У нас дети. Нам ехать некуда. Работаем -
детский сад, школы. Все дети - на родителях, на матерях".
Сотни лет назад Сапожок
славился своими ткачами, из-под иглы которых выходили неповторимые сапожковские
костюмы. Теперь их можно увидеть только в местном музее. А ткацкие секреты
помнят единицы. Валентина Николаевна Морозова уже 20 лет собирает знания о
сапожковской вышивке. Больше всего жалеет, что навсегда утеряна техника "закладов"
- тканых украшений местного женского костюма.
Валентина Морозова,
пенсионерка: "Говорят, что в этих закладах наши предки закладывали нам
послание. Потому что и названия-то у этих закладов были очень интересные –
"деревенька", "репяшок".
Она вышивает крестиком,
гладью и лентами. Делает оригинальные тканые шкатулки. Недавно освоила сложную
технику "пица" - работы из мелко нарезанных лоскутков с аппликацией.
Но не взяла ни за одну из своих работ ни копейки.
Валентина Морозова,
пенсионерка: "Терпеть не могу, когда вот за такие работы, за свой труд, куда
вложена частичка... чего-то, берут деньги! Это не мое!".
Зато ее сосед Александр
Конорев с удовольствием продает настоящие сапожковские игрушки. Глиняные
фигурки, которые он лепит своими руками.
Александр Конорев, фермер:
"Когда, вот, выставка, ярмарка какая, какой большой праздник, я выставляю
эти игрушки. Люди с охотой подходят, берут. Это верный кусок хлеба, который
есть всегда".
У Александра – 40 лет
трудового стажа. Был механизатором в колхозе и директором сельского клуба.
Сейчас - на инвалидности. Его глаза почти ничего не видят, но зато не подводят
руки. После того как дети уехали в город, тянуть хозяйство ему помогает только
жена. Каждой своей игрушке Александр дает имя и принимает в свою семью.
Александр Конорев, фермер:
"Вот он и готов, гармонист наш золотой! Гармонист, гармонист - золотые
руки! Не давай нам унывать, не делай нам скуки".
Гармонисты - любимая тема
игрушечного мастера. Он и сам часто берет в руки гармонь. Если на душе тоска
или в доме гости.
Александр Конорев, фермер
(играет на гармони): "Полюбила я его, а он - дед в шинели! Черт бы с ним в
шинели, лишь бы деньги гремели!".
Сапожок привлекает тысячи
приезжих. Одни стремятся в грязевые лечебницы, другие - в музеи, а третьи - в
гости к людям, которые еще хранят секреты древних мастеров. И ради всего этого
путешественники готовы преодолеть многие километры знаменитых сапожковских
дорог.
О целебной грязи в Сапожке
даже рассказывают легенду. Лечебные свойства местные жители обнаружили еще в
дореволюционные времена. Якобы тогда домашний скот приходил к ручью Михейчик, и
некоторые животные подолгу стояли в грязи возле него. Особенно хромые с
больными суставами. Как рассказывали хозеява, после таких процедур хромота
исчезала. Спустя некоторое время люди решили, что для них грязь тоже может
оказаться полезной. Позже эту догадку подтвердили ученые.
Сапожок: когда и почему его население уменьшилось в 33 раза и в чем уникальность сапожковского костюма