Сеща: здесь летчики тренируются на самом большом транспортном самолете в мире - "Руслане"
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/sescha-zdes-letchiki-15218.html
Сегодня в цикле "Малые города России" отправимся в поселок партизанской славы Сеща в Брянской области. Он знаменит на всю страну благодаря военно-транспортному полку, который готовит пилотов самых больших в мире самолетов - "Русланов". А в годы Великой Отечественной там действовало интернациональное подполье, чья история легла в основу фильма "Вызываем огонь на себя".
День в Сещинском авиаполку начинается в 5
часов утра - и у летчиков, и у наземных служб.
Чтобы подготовить машину к вылету,
требуется не меньше полутора часов. Занимаются этим одновременно 15 человек
разных специальностей. А обучают их здесь же, в авиаполку, так как летные
училища специалистов по таким самолетам не готовят.
Николай
Баранчиков, заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе: "Поэтому приходится здесь по старшим инженерным
специальностям осуществлять подготовку специалистов, вводить их в строй,
обучать всем азам эксплуатации. Практически с нуля".
Осваивать полеты на "Русланах" в
Сеще начали почти 30 лет назад. Эти самые большие в мире транспортные самолеты могут
перевозить грузы весом до 120 тонн. На них, например, вывозили пострадавших во
время ликвидации последствий наводнения на Амуре и переправляли в Гвинею
мобильный госпиталь в период эпидемии лихорадки Эбола.
Лейтенант Сергей Голик - самый молодой летчик в части. О небе начал
мечтать с того момента, как в семилетнем возрасте оказался в Сеще. Еще
мальчишкой приходил сюда, на аэродром, к отцу-летчику, который летал на "Руслане".
Свои впечатления помнит до сих пор.
Сергей Голик,
помощник командира корабля: "Сама мощь, когда ты стоишь рядом с самолетом, когда двигатели выходят на
взлетный режим, когда эта махина поднимается в небо - глазами ребенка это
смотрелось по-другому совсем".
Сегодня, смеется Сергей, полеты больше не
кажутся ему волшебством - он знает, как устроен и как работает самолет. Но мощь
"Русланов" по-прежнему впечатляет.
Сергей Голик,
помощник командира корабля: "Хочется пойти по стопам отца. Хочется тоже проявить себя. Не подвести".
Военному аэродрому в Сеще - восемьдесят с
лишним лет. В начале Великой Отечественной немцы захватили поселок, заняли
аэродром и совершали отсюда авианалеты на Москву и другие крупные города.
Часть жителей Сещи по время оккупации была
в подполье. Партизаны постоянно снабжали советское командование информацией о
немецкой авиабазе, о передвижении техники и живой силы. В 1964 году об этом
сняли фильм "Вызываем огонь на себя", с Людмилой Касаткиной в главной
роли.
Валентина Чачина смотрела фильм еще
шестиклассницей вместе со своей учительницей, которая была участницей того
самого сещинского подполья.
Валентина
Чачина, житель Сещи: "Когда
вышел фильм на экраны, мы, дети из деревни Радичи, приходили в Сещу к Людмиле
Ивановне Сенчилиной смотреть фильм, потому что в деревне телевизоров в 60-е
годы не было. Мы садились на полу и смотрели фильм".
История подполья закончилась после
освобождения Сещи - в сентябре 1943 года. Сегодня в живых уже нет ни одного
участника тех событий.
Жизнь в Сеще и сейчас подчиняется ритму
военных - вместе с первыми вылетами самолетов просыпаются и жители. Многие из
них работают на территории гарнизона - крупнее предприятий здесь нет. Два года
назад Министерство обороны достроило в Сеще новую школу. Возводили ее целых
двадцать лет. Сейчас в ней - больше пятисот учеников. Большинство - дети
военных.
Сергей Романов,
директор школы: "В Сеще собраны
учителя со всех регионов нашей страны. Поэтому они привнесли в школу тот опыт,
который они получили, обучаясь в различных педагогических образовательных
учреждениях нашей страны".
В школе - 16 кружков и секций. Такое
количество нечасто встретишь и в областном центре. Сещинский школьный театр "Маскарад"
регулярно выступает со спектаклями.
В прошлом году сещинские школьники
победили во всероссийском конкурсе "Я - гражданин России". Ирина
Яшутина - один из авторов социального проекта. Вместе с одноклассниками она
придумала и оборудовала игровую комнату для младших школьников: с сухим
бассейном, настольными играми, зоной релаксации и кукольным театром.
Ирина Яшутина,
житель Сещи: "Ширму мы шили,
мальчики делали, красили, мы пришивали, шторы шили, костюмы - мы
договаривались, шили".
Скоро в Сеще впервые за много лет появится
еще одна новостройка: здесь возводят двухэтажный жилой дом. 4 квартиры из
восьми отдадут жителям старых домов по программе переселения из ветхого и
аварийного жилья. Нина Макаренкова - одна из тех, кто готовится к новоселью.
Каждую неделю она приходит проверять, успеют ли строители сдать дом к июлю, как
обещали.
Нина
Макаренкова, житель Сещи: "Все-таки организация работает серьезная, думаю, что успеют, люди
самостоятельные, стараются. Ровненько все, аккуратненько".
Автотрасса Брянск - Смоленск, на которой
стоит Сеща, делит поселок на две части. По одну сторону дороги - военный
городок с пятиэтажками, магазинами, клубом. По другую сторону - частные
деревянные дома и единственная широкая улица, которая ведет к железнодорожной
станции.
Благодаря станции когда-то и появился здесь поселок. Но настоящая жизнь
в Сеще началась только с появлением аэродрома, считают местные жители. И просто
не представляют Сещу без гула самолетов над головой.По одной из легенд, первые поселения людей в этих местах появились в начале 18 века. Петр I, ожидая нападения шведов, приказал укреплять переправы через реки и перекрестки важнейших дорог по линии Псков - Смоленск - Брянск и сечь лес. Отсюда и название поселка - Сеща. Вместе со строительством железной дороги в середине 19 века там разросся небольшой рабочий поселок, в деревянных бараках поселились надсмотрщики, подрядчики и инженеры. Население Сещи в то время составляло всего около 150 человек.
Сеща: здесь летчики тренируются на самом большом транспортном самолете в мире - "Руслане"