Сеща: здесь летчики тренируются на самом большом транспортном самолете в мире - "Руслане"

Сегодня в цикле "Малые города России" отправимся в поселок партизанской славы Сеща в Брянской области. Он знаменит на всю страну благодаря военно-транспортному полку, который готовит пилотов самых больших в мире самолетов - "Русланов". А в годы Великой Отечественной там действовало интернациональное подполье, чья история легла в основу фильма "Вызываем огонь на себя". 

День в Сещинском авиаполку начинается в 5 часов утра - и у летчиков, и у наземных служб.

Чтобы подготовить машину к вылету, требуется не меньше полутора часов. Занимаются этим одновременно 15 человек разных специальностей. А обучают их здесь же, в авиаполку, так как летные училища специалистов по таким самолетам не готовят.

Николай Баранчиков, заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе: "Поэтому приходится здесь по старшим инженерным специальностям осуществлять подготовку специалистов, вводить их в строй, обучать всем азам эксплуатации. Практически с нуля".

Осваивать полеты на "Русланах" в Сеще начали почти 30 лет назад. Эти самые большие в мире транспортные самолеты могут перевозить грузы весом до 120 тонн. На них, например, вывозили пострадавших во время ликвидации последствий наводнения на Амуре и переправляли в Гвинею мобильный госпиталь в период эпидемии лихорадки Эбола.

Лейтенант Сергей Голик - самый молодой летчик в части. О небе начал мечтать с того момента, как в семилетнем возрасте оказался в Сеще. Еще мальчишкой приходил сюда, на аэродром, к отцу-летчику, который летал на "Руслане". Свои впечатления помнит до сих пор.

Сергей Голик, помощник командира корабля: "Сама мощь, когда ты стоишь рядом с самолетом, когда двигатели выходят на взлетный режим, когда эта махина поднимается в небо - глазами ребенка это смотрелось по-другому совсем".

Сегодня, смеется Сергей, полеты больше не кажутся ему волшебством - он знает, как устроен и как работает самолет. Но мощь "Русланов" по-прежнему впечатляет.

Сергей Голик, помощник командира корабля: "Хочется пойти по стопам отца. Хочется тоже проявить себя. Не подвести".

Военному аэродрому в Сеще - восемьдесят с лишним лет. В начале Великой Отечественной немцы захватили поселок, заняли аэродром и совершали отсюда авианалеты на Москву и другие крупные города.

Часть жителей Сещи по время оккупации была в подполье. Партизаны постоянно снабжали советское командование информацией о немецкой авиабазе, о передвижении техники и живой силы. В 1964 году об этом сняли фильм "Вызываем огонь на себя", с Людмилой Касаткиной в главной роли.

Валентина Чачина смотрела фильм еще шестиклассницей вместе со своей учительницей, которая была участницей того самого сещинского подполья.

Валентина Чачина, житель Сещи: "Когда вышел фильм на экраны, мы, дети из деревни Радичи, приходили в Сещу к Людмиле Ивановне Сенчилиной смотреть фильм, потому что в деревне телевизоров в 60-е годы не было. Мы садились на полу и смотрели фильм".

История подполья закончилась после освобождения Сещи - в сентябре 1943 года. Сегодня в живых уже нет ни одного участника тех событий.

Жизнь в Сеще и сейчас подчиняется ритму военных - вместе с первыми вылетами самолетов просыпаются и жители. Многие из них работают на территории гарнизона - крупнее предприятий здесь нет. Два года назад Министерство обороны достроило в Сеще новую школу. Возводили ее целых двадцать лет. Сейчас в ней - больше пятисот учеников. Большинство - дети военных.

Сергей Романов, директор школы: "В Сеще собраны учителя со всех регионов нашей страны. Поэтому они привнесли в школу тот опыт, который они получили, обучаясь в различных педагогических образовательных учреждениях нашей страны".

В школе - 16 кружков и секций. Такое количество нечасто встретишь и в областном центре. Сещинский школьный театр "Маскарад" регулярно выступает со спектаклями.

В прошлом году сещинские школьники победили во всероссийском конкурсе "Я - гражданин России". Ирина Яшутина - один из авторов социального проекта. Вместе с одноклассниками она придумала и оборудовала игровую комнату для младших школьников: с сухим бассейном, настольными играми, зоной релаксации и кукольным театром.

Ирина Яшутина, житель Сещи: "Ширму мы шили, мальчики делали, красили, мы пришивали, шторы шили, костюмы - мы договаривались, шили".

Скоро в Сеще впервые за много лет появится еще одна новостройка: здесь возводят двухэтажный жилой дом. 4 квартиры из восьми отдадут жителям старых домов по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Нина Макаренкова - одна из тех, кто готовится к новоселью. Каждую неделю она приходит проверять, успеют ли строители сдать дом к июлю, как обещали.

Нина Макаренкова, житель Сещи: "Все-таки организация работает серьезная, думаю, что успеют, люди самостоятельные, стараются. Ровненько все, аккуратненько".

Автотрасса Брянск - Смоленск, на которой стоит Сеща, делит поселок на две части. По одну сторону дороги - военный городок с пятиэтажками, магазинами, клубом. По другую сторону - частные деревянные дома и единственная широкая улица, которая ведет к железнодорожной станции.

Благодаря станции когда-то и появился здесь поселок. Но настоящая жизнь в Сеще началась только с появлением аэродрома, считают местные жители. И просто не представляют Сещу без гула самолетов над головой.

По одной из легенд, первые поселения людей в этих местах появились в начале 18 века. Петр I, ожидая нападения шведов, приказал укреплять переправы через реки и перекрестки важнейших дорог по линии Псков - Смоленск - Брянск и сечь лес. Отсюда и название поселка - Сеща. Вместе со строительством железной дороги в середине 19 века там разросся небольшой рабочий поселок, в деревянных бараках поселились надсмотрщики, подрядчики и инженеры. Население Сещи в то время составляло всего около 150 человек. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски